logo search
ОРКД 1 курс установка

Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория

Оратор и его аудитория; основные виды аргументов;

подготовка речи: выбор темы, цель речи,

поиск материала, начало развертывание,

завершение речи; словесное оформление

публичного выступления; понятность,

информативность, выразительность

публичной речи

Существует несколько определений риторики, но почти во всех присутствует понятие «искусство» или «мастерство»: искусство убежде­ния, искусство говорить хорошо, искусство украшения речи, искусство речевого воздействия и т. д. Характерно определение, предложенное А.К. Михальской: «Риторика - это теория и мастерство целесообразной, воз­действующей, гармонизирующей речи» (Михальская А.К. Основы рито­рики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. М., 1996. С. 32).

Начало риторического процесса - в замысле говорящего, его за­вершение - в реакции слушающего. Реакция на убедительную, воздейст­вующую речь может выразиться в изменении убеждений адресата.

Значение риторических знаний, способствующих гармонизации об­щения, очевидно: это и профилактика стрессов, и залог успеха коммуника­ции в разных областях человеческой жизни - и семейной, и профессио­нальной. Особенно важны эти знания тем, чье умение общаться с людьми является частью их профессиональной подготовки: преподавателям, жур­налистам, юристам, руководителям разных рангов, политикам, менедже­рам и др.

Центральное место в общей риторике занимает учение об этапах ри­торической деятельности - пути от мысли к слову. Задумавший речь дол­жен ответить для себя на три вопроса: что сказать, где (в какой последова­тельности), как (какими словами)? Этим вопросам соответствуют три важ­нейших раздела классического риторического канона (правила, образца): изобретение содержания речи, распо­ложение изобретенного и его словесное выражение.

Для классической риторики очень существенным является поня­тие речевой ситуации, описание которой было дано еще Аристотелем. Им были выделены следующие элементы: оратор, предмет, о котором он гово­рит, и лицо, к которому он обращается. Без учета возраста, пола, интеллек­та, интересов, этнических черт поведения и мировосприятия слушателя (или аудитории) речь не может быть успешной, эффективной, воздейст­вующей.

В соответствии с представлениями классической риторики, говоря­щий обладает тремя способами воздействия на аудиторию -логосом, этосом и пафосом, гармоничное сочетание которых должно сде­лать речь убедительной и влиятельной.

Основополагающим в триаде ора­тора древние считали э т о с - нравственные качества говорящего, его че­стность по отношению к слушателям. Но и собственно знание предмета, владение логикой и искусством аргументации (все это соответствует понятию «логос») являются неотъемлемой составляющей хорошего выступле­ния, способного заинтересовать аудиторию. Взволнованность оратора, не­равнодушие к предмету речи и в то же время умение эмоционально воз­действовать на слушателей соотносится с понятием «пафос». Использова­ние интонационных средств (пауза, смена темпа, тембр и др.) и ряда рито­рических фигур придают яркость и выразительность выступлению.