Презентация
Подготовка к презентации включает, как минимум, три важных момента:
1) психологическая готовность к выступлению (манера держаться, излагать материал, бороться с волнением, отвечать на вопросы комиссии, отстаивать свою точку зрения, соблюдать «дипломатический протокол» - т.е. сказать «нужные слова», например, «Уважаемый председатель! Уважаемые члены комиссии! Меня зовут … ФИО, тема моей ВКР «… …» и др.
Сразу хочу отметить, что крайне негативно смотрятся различного рода манипулятивные приемы, которые, к счастью, редко, но используют студенты: демонстрации «обмороков», истероформное поведение, дополнительное привлечение к себе внимания, отвлекающие маневры и проч. Научитесь держать себя в руках, а если за все годы обучения так и не усвоили ни одного приема саморегуляции, выпейте перед выступлением валерьянку, примите «глицин», какой-нибудь «персен» или другой легкий транквилизатор. Но это, все-таки, крайность
2) подготовка наглядного и раздаточного материала.
Современные требования к презентации предполагают подготовку электронных материалов, а также их бумажных эквивалентов. Всегда надо иметь оба комплекта, например, на тот случай, если откажет аппаратура или внезапно отключат электричество.
Количество слайдов не должно превышать 10-12. Их изготовить можно с помощью программы Microsoft Power Point или других редакторов. Наиболее значимые слайды: само название работы, предмет и объект, цель и гипотезы исследования, а также иллюстративный материал, имеющий отношение к результатам исследования (таблицы, диаграммы и др.).
ВНИМАНИЕ! Повторяю еще раз – все таблицы и рисунки должны быть понятны, иметь соответствующие разъяснения относительно аббревиатур иных сокращений, т.е. условные обозначения.
3) само выступление. Обычно выступающему дается до 15 мин. Для того, чтобы доложить свою работу и ответить на замечания рецензентов (ВКР), членов комиссии или слушателей. Для этого надо соответствующим образом подготовиться и отрепетировать выступление. Если вы затяните со временем – вас остановят. Можно не успеть изложить самое главное или скомкать доклад.
Есть эмпирически выверенное соотношение: если текст напечатать через 2 интервала, то на прочтение каждой страницы уходит в среднем 2 мин. Итого, объем текста выступления укладывается в 5-5,5 листов формата А4. Кроме того, у вас есть возможность активно задействовать визуальный канал слушателей, обращаясь к ним с такими фразами: «Обратите внимание на слайд 2», «указанные особенности отражены в таблице 3», «психологические портреты испытуемых представлены в раздаточном материале на страницах…». Сосредоточите внимание свое и присутствующих на выводах.
Не бубните монотонно, держите контакт глазами с заинтересованным или расположенным к вам членом комиссии. Не забудьте в конце доклада поблагодарить слушателей, закончив выступление фразой «Я готов(а) ответить на ваши вопросы.
Помните, что в ваше теме – не преподаватели, не профессора и доценты, члены комиссии, а именно вы – главные знатоки и эксперты.
И тогда все получится, и успех вашей научной работы будет обеспечен!
Искренне ваш – зав. кафедрой психологии БФ ПГУ Н.Д.Узлов
Литература
-
Борикова, Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие / Л.В.Борикова, Н.А.Виноградова. - М.: Академия, 2005. - 96 с.
-
Выполнение выпускных квалификационных работ: Методические рекомендации /сост. Я.Н.Кагнер, В.А.Чикуров, М.Г.Кочуров и др. - Киров: ВСЭИ,2002. – 24 с.
-
Жаворонкова, Н.Г.Основные правила подготовки и защиты квалификационной (дипломной) работы студентам-выпускникам: Методические рекомендации /Н.Г.Жаворонкова // Официальные документы в образовании. - 2004. - №7.- С.39-94.
-
Карандашев, В.Н. Квалификационные работы по психологии: реферативные, курсовые и дипломные: учеб.-медод. пособие /В.Н.Карандашев. - М.: Смысл, 2007. – 128 с.
-
Методические указания к оформлению курсовых, дипломных проектов (работ), научных рефератов, отчетов по практике и научно-исследовательской работе студентов (для студентов всех специальностей). – М.: Государственный университет управления, 2002. – 28 с.
-
Петрушин, С.В. Руководство по выполнении курсовой и дипломной работы по психологии / С.В.Петрушин, Н.Р.Салихова. - Казань: Изд. КГУ, 2000. – 28 с.
-
Рекомендации по подготовке и оформлению курсовых и дипломных работ / сост. В.С. Голодаева. - М.: Изд. дом «Дашков и К»,2003. – 44 с.
-
Узлов, Н.Д. Как грамотно написать курсовую и дипломную работу по психологии. Методические рекомендации /Н.Д.Узлов. – Березники: БФ ПГУ, 2004. – 39 с.
-
Эко, У. Как писать дипломную работу. Гуманитарные науки: учебно-метод. пособие /У.Эко /пер. с ит. – 3-е изд. – М.: КД Университет, 2004. – 240 с.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация