logo search
Мяо шпоры

5 Развивающая роль теории языка.

Изучение языковой теории выполняет три функции: во-первых, это её информационная роль, т.е. посредством се изучения школьники приобретают систему знании о языке людей; во- вторых, учащиеся развивают свои мыслительные, интеллектуаль­ные возможности, формируют абстрактное мышление, овладева­ют мыслительными операциями, моделированием, рассуждением н доказательством; в-третьих, формируется правильное соотно­шение теоретического и практического в языке, в речевой дея­тельности. В практическом отношении языковая теория служит основой всех разделов курса русского языка.

На произносительном уровне она обеспечивает норму литера­турного произношения, даст опору в усвоении графики, орфогра­фии, дикции, орфоэпии, механизмов письма и чтения, методики звукобуквенного анализа и пр. Морфсмика и теория словообразо­вания обеспечивают решение самых трудных грамматико- орфографических задач. Даже небольшой объем знаний учащихся из области лексикологии и фразеологии помогает в семантике, в механизмах выбора слова, в толковании слов и фразеологических единиц, способствует анализу. На морфологическом уровне обес­печивается проверка орфограмм: большинство алгоритмов в орфо­графии строится на морфологической основе. Теория речи и лин­гвистика текста обеспечивают правильность построения речи, вы­работку механизмов говорения, аудирования, письма и чтения, внутренней подготовки предстоящего высказывания. Весь ком­плекс теоретических знаний по языку подготавливает школьника к редактированию собственного текста, его анализу и оценке.

Огромное значение теория языка имеет в развитии методики его преподавания: от решения вопроса о правильном соотноше­нии теории и практики в школьном курсе - до составления упражнений для школьников.

6 Языковой анализ как метод.

В изучении языковой теории этому методу принадлежит важ­нейшее место: его сущность - дробление изучаемого целого на составные части с целью глубокого проникновения в сущность явлений. Вслед за анализом следует синтез - это обобщение, вершина позна­вательного процесса.

Языковой анализ имеет следующие виды:

языковой анализ текста;

синтаксический анализ (в пределах предложения);

морфологический анализ (части речи, их формы): морфемный анализ (состав слова); словообразовательный анализ;

анализ или характеристика лексики;

фонетический анализ (фонемы, звуки, буквы, слоги, ударения);

элементы стилистического анализа, оценки культуры речи, анализа красноречия, требований риторики. Для устной речи - характеристика дикции, артикуляции, интонаций и пр.

С точки зрения методической, огромное преимущество видов языкового анализа - в их совокупности, что позволяет держать в активизированном состоянии весь объем языковых знаний и уме­нии учащегося, постоянно воспроизводить и выверять их. Языковой анализ может быть отнесен к этапу закрепления знаний и тренинга, и к подготовке новой темы. В ходе анализа ученик обнаруживает что-то новое для себя, возни­кает необходимость разобраться в этом новом. Анализ использу­ется и в других сопоставимых методах, например в эвристиче­ском (поисковый).

Каждый вид языкового анализа имеет свой порядок - род ал­горитма. Например, последовательность морфологическо­го разбора такова: определить, к какой части речи относится разбираемое слово; назвать его в его исходной форме; назвать постоянные признаки слова как части речи; определить его фор­му: падеж, число для имен существительных, время, лицо, число для глагола и т.п.; указать окончание и основу; определить мор­фемный состав основы; указать связи разбираемого слова в пред­ложении и его синтаксическую функцию; возможно: указать в слове орфограммы и объяснить способ их проверки.

Порядок синтаксического анализа предложения: прочи­тать предложение с необходимыми интонациями; указать, про­стое око или сложное; если сложное - с союзами или без; если простое: функциональный тнп, интонационный тип, распростра­ненное или нет, и т.п.; главные члены: последовательность раз­бора членов предложения по синтаксическим связям между ними; возможно: какой частью речи выражен каждый член предложе­ния; осложняющие структуры: однородные члены предложения и пр.; объяснение знаков препинания (посредством структуры пред­ложения. по интонации и смыслу).

Порядок лингвистического анализа текста (его компо­нента - абзаца, сложного синтаксического целого): прочитать данный компонент текста; сказать, из какого произведения взят ■ отрывок, кратко - его содержание; указать на его относительную законченность, самостоятельность; указать количество предложений в отрывке, выделить каждое предложение; охарактеризовать I связи между предложениями: смысловую, союзную, местоимсн- I иую, с помощью повторов слов и пр.; указать соотнесенность гла- ® гольного времени в предложениях; лексические характеристики; прямую речь, если есть (как она построена); возможно: знаки пре­пинания.

Порядок характеристики слова как лексической единицы: се­мантический аспект; значение слова, его толкование (возможно использование толкового словаря); если слово многозначно - толкование нескольких значений; подбор синонимов к слову, возможно - антонимов; возможно: оттенки значения слова, его эмоциональные окраски, сферы уместного употребления; воз­можно: переносное значение в данном тексте; какая часть речи; морфемный состав; возможно: объяснение словообразования.

Порядок фонетического анализа: произнесение слова; выделение звуков в слове, их количество; соотнесение звукового и буквенного состава слова; объяснение всех случаев несовпадения буквы и звука; указание слабых позиций фонем (если изучался этот материал); характеристика звуков: гласные — согласные, твердые-мягкне согласные, звонкие-глухне и пр.; слогоделение, ударяемые и безударные слоги; ударение; возможно: транскриби­рование; указание орфограмм и способа их проверки.

Языковой анализ используется в следующих вариантах: пол­ный и неполный, с различной степенью «сжатия»; устный и пись­менный, последний нередко содержит элементы графические - условное подчеркивание, построение таблиц, схем, моделей и пр. Языковой анализ может использоваться и в контрольных целях. Анализ органически связан с синтезом; однако в языковых уп­ражнениях анализ идет впереди синтеза.