logo search
Мяо шпоры

Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных

В I классе школьники учились выделять и группировать слова, обозначающие признаки предметов. Они научились ставить к прилагательным вопросы, составлять сочетания «существительное + прилагательное». Иными словами, они подходили к прилагательному и с позиций лексико-семантических, и с грамматических. Во II классе они узнали термин имя прилагательное, включили его в число частей речи. Постепенно ученики переходят к анализу грамматических признаков прилагательных. Грамматическое изучение предполагает проверку применимости к новой части речи таких свойств, которые детям уже знакомы: категория рода, числа, итменяемость/неизменяемость, синтаксическая функция, способность изменяться по падежам, способы словообразования.

Изучение свойств прилагательного начинается, если придерживаться функционального подхода, дающего немалые возможности для эвристической методики, с выяснения его функции в выражении мысли, т.е. в речи, в тексте, в предложении. Иными словами, читается и анализируется текст, например стихотворение А.А. Фета:

Чудная картина, Свет небес высоких,

Как ты мне родна: И блестящий снег,

Белая равнина, И саней далеких

Полная луна. Одинокий бег.

Школьники уже имеют некоторый опыт языкового анализа художественного текста. Вот его этапы:

-выразительное чтение в целях полного понимания мысли; образ, картина, настроение и чувства поэта; какими словами все это передано, выделение этих слов: белая равнина, полная луна, небеса высокие, снег блестящий;

-постановка вопросов к словам-признакам - прилагательным: какая картина? - чайная; каким словом поэт изображает снег? - блестящий. ,

Вывод делают дети: все выделенные слова обозначают признаки предметов. Именно они рисуют картину, как бы раскрашивают ее. Но разбор продолжается: «Слова белая, полная, высокие - это признаки чего, каких предметов?» - «Признаки равнины, луны, неба...» А это имена существительные. Вывод: в предложении имена прилагательные относятся к именам существительным. Вопрос к прилагательному ставится от имени существительного: какая луна?- полная.

Что же обозначают прилагательные, каковы их группы по значению? Школьники сами подбирают прилагательные, которые обозначают:

размеры - большой, маленький",

цвет - желтый, синий",

возраст - старый, молодой;

силу - могучий, хилый;

температуру - горячий, морозный.

Дети составляют собственные тематические словарики, словосочетания желтые листья, красная рябина; задают вопросы: р я б и на какая? - красная; составляют предложения с парами «прил1 тельное + существительное»; вводят прилагательные в ранее ставленные предложения, и они оживают: Туча заволокла полнеба Темная, синяя туча заволокла полнеба; составляют рассказ и вводят него прилагательные, при этом ставят вопросы, при письменно выполнении - выделяют существительные в паре с прилагатель ными.

Подводится итог наблюдений, анализа. Обобщение может_ быть проведено в форме строгого логического определения:

слова, которые обозначают признаки предмета

относятся к имени существительному в предложении

отвечают на вопросы: какой? какая?какое? какие?

Новое понятие подводится под ближайший род (слова), выделяется три существенных признака. Изучение завершается анализом образцового текста.