2. Соблюдение основных требований к языку выступления
Следующий аспект речевой культуры – выполнение определенных требований к языку публичного выступления, к речи оратора.
Какими качествами должна обладать эта речь?
Для ответа на этот вопрос следует представить систему отношений между:
речью и языком
речью и действительностью
речью и сознанием слушателя
речью и условиями общения
Рассмотрение этих соотношений помогает нам вычленить и осмыслить такие основные коммуникативные качества речи, как правильность, краткость, точность, логичность, богатство, эмоциональность (выразительность) речи (см. схему 8).
Этот перечень может быть продолжен и конкретизирован, но в основном именно упомянутые качества обеспечивают доходчивость и действенность публичного выступления.
Правильность речи – первое и непременное требование. Хотя нормы устной речи не так строги, как требования к литературному произведению, оратор обязан стремиться к безупречной правильности языка своего выступления, а для этого надо постоянно работать над собой, совершенствовать свою речь. Н.М.Карамзин писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труда, чем другим».
Правильная речь предполагает соблюдение языковой нормы в грамматике, словоупотреблении и произношении (схема 9).
Единство речи, ее взаимопонимаемость обеспечиваются именно правильностью речи, без нее не «срабатывают» другие коммуникативные качества (точность, выразительность и др.).
Значение грамматической правильности речи подчеркивал М.В.Ломоносов: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики".
Отступление от норм языка не только затрудняет понимание речи, оно подрывает доверие к оратору, отвлекает слушателей от содержания выступления, отрицательно сказывается на действенности речи.
Пренебрежительное отношение к законам грамматики – ведет к неряшливости речи, к нарушению логической связи и последовательности мысли ("Наша работа будет стремиться к тому, чтобы недостатки привести к минимуму").
Нарушение лексических норм (ошибки в словоупотреблении, неоправданное использование диалектных и жаргонных слов, разрушение устойчивых словосочетаний и др.), мешает оратору достичь цели выступления, а иногда просто создает комический эффект, не предусмотренный содержанием выступления («На наших плечах возлежит история, мы должны передать ее последующим поколениям, которые будут рослее и мощнее нас»); («В тяжелых условиях им приходилось восстанавливать разруху»).
Грубые ошибки в произношении («будующей», «лаболатория», «ихний», «красивее», «алфавит», «торта», «досуг») также отвлекают аудиторию от существа речи, создают негативный психологический фон.
Чтобы избежать этих и других ошибок, оратор, обязан совершенствовать свою речь, чаще консультироваться с грамматическими справочниками и словарями.
Краткость речи Важное качество хорошего выступления – его краткость. Она предполагает, что оратор не только не злоупотребляет временем и терпением слушатели, но и умеет избежать ненужных повторов, излишней детализации, словесного мусора. Известный древнегреческий писатель и ученый Плутарх считал, что «сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах».
Чтобы избежать многословия, необходимо, прежде всего, бороться с плеоназмами (речевой избыточностью) – когда в речь вкрапляются слова, ненужные, излишние по смыслу: «толпа людей» «по-новому пересмотреть», «могучий богатырь», «многое сделано по линии обеспечения продовольствием»
Другая разновидность многословия – тавтология, т.е. повторение того же самого другими словами, нередко однокоренными «равноправные права», «я собственно скажу свое личное мнение», «отсюда вытекает текучесть кадров». Очень частая ошибка – тавтологические сочетания русских и иностранных слов с одним и тем же значением: «перспектива на будущее», «традиционные каноны», «памятный сувенир», «свободная вакансия».
Неоправданное обилие вводных предложений и оборотов – вид многословия.
Вот один из примеров: «Я смотрю на Вопрос так: затраты будут велики. А если мы заглянем в вопрос поглубже, – а вы согласитесь с тем, что все это мы сделаем, в чем я не сомневаюсь, – то мы обнаружим, что необходимых средств нет. Более того, даже если бы средства были налицо, на что рассчитывать нельзя, как я уже сказал, то весьма сомнительно, что проект стоит таких затрат».
В этой фразе «слова-заполнители» составляют три четверти сказанного. Гораздо действеннее было бы начать со слов «Я убежден», а затем просто соединить в короткое предложение все подчеркнутые слова.
Ошибками являются также злоупотребление определениями («наш священный и наивысший долг»), преувеличениями («Абсолютная и неоспоримая истина»), подразделениями («мужчины, женщины, дети каждого города» – вместо «все жители»).
Еще один недостаток – обилие слов-паразитов. Здесь одновременно страдают и краткость, и выразительность, и правильность речи. «Вот», «так», «так сказать», «это самое», «значит», «понимаете» делает речь водянистой, отбирают у нее силу и эмоциональность, вызывает смех аудитории («Хочу, так сказать, что ли призвать вас, «в сущности, на данный момент это, так сказать, наша реальность»).
Главные причины многословия: неясность мысли, плохая подготовка, склонность оратора к самолюбованию и выспренности стиля.
Точность речи. Требование точности и ясности предъявлялось к публичной речи уже в античных руководствах по риторике:
«Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этого служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели».
Точность, речи всегда связывалась:
с умением ясно мыслить
со знанием предмета выступления
со знанием значений слов.
Если первые два элемента принимаются как сами собой разумеющиеся, то третий требует некоторых пояснений.
Чтобы обеспечить точность речи:
Оратор должен верно выбрать слово из синонимического ряда в соответствии со стилем высказывания («просить» – нейтральное, «клянчить» – ироническое, «ходатайствовать» – официальное, «молить» – возвышенное, «умолять» – разговорное; «спать» – нейтральное, «почивать» – торжественное, «дрыхнуть» – просторечное).
Ему придется также четко разграничить паронимы («дипломник» и «дипломант», «эффектный» и «эффективный», «гордость» и «гордыня», «нетерпимы» и «нестерпимый»).
Кроме того, для начинающего оратора большую сложность представляет точное употребление иноязычных, архаичных слов, терминов.
Перегруженность речи терминологией делает ее недоступной пониманию.
Злоупотребление архаизмами также может существенно затруднить восприятие.
А бездушное, стилистически неоправданное использование заимствований превращает язык публичного выступления в малопонятный жаргон, где, по меткому выражению языковеда П. Филина, на смену ушедшему «французско-нижегородскому» пришел принижавший национальное достоинство «американско-ростовский сленг».
Очень часто злоупотреблению иностранными словами сопутствует элементарное незнание смысла слова, и тогда рождаются фразы типа: «Тезис, которым постоянно мотивировал выступающий...». «Я гипотетически придумал такой план». «Это не входит в сферу моей компетенции...».
Нередко и исконно русские слова употребляются неточно, вопреки их значению: «Большая половина выступления посвящалась критике», «Следует придерживаться осторожности во время спуска». «Экскаватор вооружен ковшом», «Нам нужна подсобная литература по этой теме», «Он работает здесь ряд лет».
Логичность речи. Много общего с точностью имеет логичность речи – соответствие сочетаемости частей высказывания законам логики.
Это значит, что сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым (типичная ошибка «углубляется вширь»);
кроме того, условием логичности является правильный порядок слов («напоминаю родителям, что без путевок дети на все базы отдыха не принимаются»).
Логичность речи зависит также от того, насколько правильно выражена связь отдельных высказываний в тексте («У каждого человека в жизни бывают минуты, которые он запоминает навсегда; среди них мне запомнились два дня»).
Богатство речи. Одно из центральных качеств речи – ее богатство, или разнообразие лексических, фразеологических, интонационных средств языка. Оно напрямую связано с уровнем общей культуры оратора, с его эрудицией, начитанностью, опытом публичных выступлений.
Различают активный и пассивный словарный и фразеологический запас оратора (активный – те слова и фразеологизмы, при помощи которых мы выражаем собственные мысли; пассивный – все знакомые и понятные нам слова, которые мы, тем не менее, в своей речи не употребляем).
Считается, что активный запас современного культурного человека колеблется в пределах 4-5 тысяч слов и фразеологизмов, пассивный включают еще около 15 тысяч языковых единиц.
В чем проявляется богатство речи?
Прежде всего, в разнообразии синонимов, помогающих избежать монотонности, придать речи яркую эмоциональную окраску.
Затем – в использовании фразеологических единиц, не только разнообразящих речь, но и придающих ей особую выразительность, меткость, образность, (сравните, насколько выразительнее «души не чаять», чем «любить»; «сломя голову», чем «быстро»; «из рук в руки», чем «непосредственно»). К фразеологизмам относятся также пословицы, поговорки, крылатые слова, афоризмы.
Наконец, богатство речи – это разнообразие интонаций, что является важнейшей характеристикой устного слова и столь способствует его популярности.
Богатой, разнообразной, оригинальной речи противостоит словесный штамп – механическое повторение стертых, шаблонных словосочетаний или целых высказываний, лишающих речь индивидуальности и выразительности. Они известны всем, их все уже много раз слышали, и потому они не несут для слушателя новой информации, а тем более не задевают его чувство. За речевыми штампами стоит, как правило, отсутствие мысли и чувства оратора. Кого могут взволновать, например, такие стереотипные выражения: «проявлять постоянную заботу», «принимать решительные меры», «в свете сегодняшних требований», «надо определиться по этому вопросу", "проводить в жизнь"?
Еще более опасная разновидность штампов – это некогда оригинальные, а сейчас уже донельзя стершиеся образные выражения: "белое золото" (черное, голубое, мягкое и т.д.), "корабли полей", "этажи новостроек", "труженики моря", "держать руку на пульсе времени", "часовые порядка" и др.
Разновидность штампа, все чаще проникающего в живую разговорную речь, – так называемый "канцелярит" (по меткому определению К.И. Чуковского), использование не по назначению трафаретных выражений из деловых бумаг.
Признаки канцелярита:
вытеснение живого глагола отглагольными существительными
нагромождение существительных в родительном падеже
обилие слов-паразитов ("в деле", "по линии", "в части", "в целях")
злоупотребление иностранными словами.
Лишая ораторскую речь ее естественной живости и выразительности, обезличивая ее, канцелярит одновременно мешает слушателям думать, понимать высказанное. Более того, штампы такого рода помогают придать "солидность" пустым, бессодержательным речам, создают видимость мысли и дела там, где их нет. Сравните несколько фраз:
1.Подготовка кадров будет иметь особое значение Подготовка кадров сегодня очень важна.
в свете решений сегодняшнего дня.
2.Отряд добровольцев проделал определенную работу по оказанию Отряд добровольцев помог пострадавшим от наводнения попострадавшим от наводнения.
3.Я не в курсе дел по этому Я не знаю. вопросу.
4.Сложилось совершенно недоста- Трудовая дисциплина очень слаба (низка). точное положение с трудовой дисциплиной.
Эмоциональность речи (выразительность ). Как уже отмечалось выше, ораторская речь сочетает в себе воздействие и на разум слушателей, и на их чувства. Эмоциональность – совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи, помогающее восприятию и усвоению ее рационального содержания.
Учеными установлено, что эмоциональность речи положительно влияет на механизмы мышления, памяти, внимания. Иногда это коммуникативное качество называют еще "выразительностью" или "образностью речи".
Эмоциональным, выразительным выступление может быть лишь тогда, когда оратор испытывает те же чувства, которые стремится передать аудитории.
Эту закономерность сформулировал М.М. Сперанский в "Правилах высшего красноречия": "Основание красноречия... суть страсти. Сильное чувствование и живое воображение для оратора необходимы совершенно. ... Оратор должен быть сам, пронзен страстью, когда хочет родить ее в слушателе".
Существуют особые языковые средства, при помощи которых оратор добивается эмоционально-образного воздействия на слушателей: лексические (тропы) и синтаксические (фигуры речи).
Их классификация, применение, специфические функции хорошо и подробно освещены в литературе; поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением.
Важнейшие лексические средства выразительности, или тропы, ) это:
1.ЭПИТЕТ – образное определение ("слепая любовь", "дремучее невежество", "лютая смерть", "леденящая вежливость".)
СРАВНЕНИЕ – сопоставление двух предметов или явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого ("злые языки страшнее пистолета", "покраснел, как рак").
МЕТАФОРА – перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по сходству или контрасту ("искра таланта", "золотые руки", "тишину рассекает хриплый рев гудка")
МЕТОНИМИЯ – замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий ("любить Пушкина" т.е. любить стихи Пушкина).
5.СИНЕКДОХА (разновидность метонимии) - употребление названия большего в значении меньшего, целого в значении части и наоборот ("все флаги в гости будут к нам", "в наших лесах водится белка").
Об ораторском искусстве, -С. 81.85.
2) Использован словарь терминов красноречия, составленный А.Е.
Михневичем ("Ораторское искусство лектора".- М., 1986,
С.232-255)
6. ГИПЕРБОЛА – образное преувеличение ("вино лилось рекой", "ждать целую вечность").
7. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – одушевление неодушевленного ("ветер стучит в окно", "старость стоит у порога").
К лексическим средствам выразительности примыкают
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов с полностью или частично переосмысленным значением, пословицы, поговорки. Они помогают достичь и эмоциональности, и лаконичности речи в передаче сложных представлений, образов, понятий. К ним близки также крылатые слова и афоризмы.
Другая группа средств, преследующих те же цели.- Фигуры речи или приемы стилистического синтаксиса.
1.ПОВТОР – многократное повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи. Разновидности повтора – анафора (повтор начальных слов) и эпифора (повтор заключительных слов).
2.АНТИТЕЗА – оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия.
3.ИНВЕРСИЯ – намеренное нарушение обычного порядка слов в предложении.
4.ГРАДАЦИЯ – такое расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по интенсивности.
5.РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – утверждение или отрицание, облеченное в форму вопроса: оно содержит ответ в самом себе и преследует цель активизации внимания и интереса слушателей.
6.РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ - особо эмоциональное утверждение или отрицание с целью привлечь внимание аудитории, побудить ее разделить мнение оратора.
Уместность речи. Опытный оратор, обладающий высокой речевой культурой, широко использует все выразительные средства языка, но при этом он соблюдает меру, так как злоупотребление тропами и фигурами речи делает выступление растянутым, искусственным и напыщенным. Строгое подчинение выразительных средств целям речи и ситуации общения, т. е. уместность речи – одно из главных правил риторики.
В заключение этого раздела можно сформулировать несколько практических советов тем, кто хочет стать хорошим оратором:
Чтобы поднять уровень речевой культуры, необходимо:
расширять круг своего чтения, анализируя при этом стили литературного языка;
внимательно и часто слушать хороших ораторов и выдающихся актеров;
постоянно контролировать себя, бороться с погрешностями языка и стиля в обиходной речи;
чаще практиковаться в публичных выступлениях, перед этим предварительно написав и тщательно отредактировав текст речи;
читать специальную литературу по вопросам речевой культуры, чаще консультироваться со словарями русского языка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Каковы слагаемые речевой культуры?
В чем отличия и преимущества устной речи перед письменной?
Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с точки зрения языковой культуры?
В чем опасность речевых штампов?
Что должен сделать оратор, чтобы его речь стала выразительной и доходчивой?
Надо ли писать текст своего выступления?
Проанализируйте язык теле – и радиопрограмм (информационных сообщений) в течение одного-двух дней. Какие ошибки вы заметили? Приведите по 1-2 примера неточного словоупотребления, нарушения норм ударения, избитых выражений.
Пользуясь хрестоматией "Ораторское искусство лектора", найдите по одному примеру на каждый из приемов речевой выразительности.
Составьте двухминутную речь о необходимости борьбы за чистоту и культуру речи.
10.Согласны ли вы с утверждением К.Г. Паустовского: "По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, дикарь. Он вредоносен по самой своей сути потому, что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием прошлому, настоящему и будущему своего народа"?
Контрольные вопросы и задания
1. Раскройте содержание понятия «ораторское искусство». Назовите основные особенности ораторского искусства как социального явления.
2. Расскажите об основных факторах, влияющих на установление контакта между оратором и слушателями.
3. Охарактеризуйте этапы подготовки ораторской речи.
4. Что такое «композиция речи»? Дайте характеристику основных элементов.
5. О каких методах изложения материала и приемах привлечения внимания вы узнали в этой главе?
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии