3 Изучение закономерностей и структуры языка.
Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались в виде системы. У них должно быть сформировано научное представление об уровнях языковой системы, о ее внутренних связях, о функционировании этой системы.
Язык - это уровневая система:
произносительный уровень: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные и слабые позиции, интонации и пр.;
морфемный уровень - основа слова, корень, суффикс, префикс;
лексический уровень - слова, их значения, оттенки значения, группы слов по значению, по стилевой принадлежности и пр.;
морфологический уровень (грамматика) - классификация слов по функциональному признаку, по формально- грамматическим признакам, изменения форм слов для выражения смысла речи и пр.;
синтаксический уровень (грамматика) - сочетания слов, средства их связей, предложения, их типы, осложняющие конструкции и пр.; уровень текста или связной речи - построение компонентов речи, по объему превышающих предложение.
Таков уровневый, структурный подход к языку. Изучаться язык должен во взаимодействии всех этих уровней. Но, как известно, язык начинает работать только в речевой деятельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, нужен функциональный подход к языку. Он помогает школьникам понять целесообразность каждого из уровней языка. Системно-структурный и функционально-семантический подходы необходимы для порядка, нужной последовательности. Уровни языка изучаются параллельно: без знания фонетики невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса трудно понять морфологию и т.д.
Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через её функцию. Так, знакомство с местоимением дается через замену повторяющегося слова, через устранение повтора в тексте: Мальчики пошли а лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и белочку. Дети сами исправляют: Грибов они не нашли. Так школьники осознают простейшую функцию личных местоимений.
Подобным образом дети усваивают функцию категории числа у разных частей речи, творительного падежа имен существительных, функцию приставки и суффикса в образовании новых слов, личной формы глагола для передачи ситуации, в которой действуют люди, и мн. др.
И системный, и функциональный подходы в изучении форм и закономерностей языка обеспечивают развитие мышления школьников. Язык сам воспитывает школьника умственно, развивает его мышление, на что указывали Л.В.Щерба, В.А.Добромыслов.
Согласно коммуникативному подходу любое языковое явление следует рассматривать через коммуникативную целесообразность. В сущности, этот подход не так уж нов. Сегодня коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явления, но и употребить соответствующую языковую форму в собственной речи, изучить ее употребление и другими авторами - мастерами слова. Современный подход требует изучения результата применения этой формы, чтобы оценить ее информационную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении.
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды