logo search
Мяо шпоры

3 Изучение закономерностей и структуры языка.

Нужно, чтобы у детей языковые знания складывались в виде системы. У них должно быть сфор­мировано научное представление об уровнях языковой системы, о ее внутренних связях, о функционировании этой системы.

Язык - это уровневая система:

произносительный уровень: звуки речи, слог, ударение, фонемы, их сильные и слабые позиции, интонации и пр.;

морфемный уровень - основа слова, корень, суффикс, пре­фикс;

лексический уровень - слова, их значения, от­тенки значения, группы слов по значению, по стилевой принад­лежности и пр.;

морфологический уровень (грамматика) - классифика­ция слов по функциональному признаку, по формально- грамматическим признакам, изменения форм слов для выражения смысла речи и пр.;

синтаксический уровень (грамматика) - сочетания слов, средства их связей, предложения, их типы, осложняющие конст­рукции и пр.; уровень текста или связной речи - построение компо­нентов речи, по объему превышающих предложение.

Таков уровневый, структурный подход к языку. Изучаться язык должен во взаимодействии всех этих уровней. Но, как из­вестно, язык начинает работать только в речевой дея­тельности, в письменном или устном варианте. Следовательно, нужен функциональный подход к языку. Он помогает школьникам по­нять целесообразность каждого из уровней языка. Системно-структурный и функционально-семантический под­ходы необходимы для по­рядка, нужной последовательности. Уровни языка изучаются па­раллельно: без знания фонетики невозможно усвоить графику и орфографию, без понимания синтаксиса труд­но понять морфологию и т.д.

Каждая новая языковая единица или форма обосновывается через её функцию. Так, знакомство с местоимением дается через замену повторяющегося слова, через устранение повтора в тексте: Мальчики пошли а лес. Грибов мальчики не нашли, зато видели зайца и белочку. Дети сами исправляют: Грибов они не нашли. Так школьники осознают простейшую функцию личных местоимений.

Подобным образом дети усваивают функцию категории числа у разных частей речи, творительного падежа имен сущест­вительных, функцию приставки и суффикса в образовании новых слов, личной формы глагола для передачи ситуации, в которой действуют люди, и мн. др.

И системный, и функциональный подходы в изучении форм и закономерностей языка обеспечивают развитие мышления школьников. Язык сам воспитывает школьника умственно, развивает его мышление, на что указывали Л.В.Щерба, В.А.Добромыслов.

Согласно коммуникативному подходу любое языковое явление следует рассматривать через коммуникативную целесо­образность. В сущности, этот подход не так уж нов. Сегодня коммуникативный подход предполагает изучать любое языковое явление в речи, в тексте, не только понять сущность изучаемого явле­ния, но и употребить соответствующую языковую форму в собст­венной речи, изучить ее употребление и другими авторами - мастерами слова. Современный подход требует изучения ре­зультата применения этой формы, чтобы оценить ее информа­ционную и выразительную силу. Это «обратная связь» в общении.