logo search
М-ка Узлова

18. Аббревиатуры

Аббревиатура (лат. abbreviare –сокращать) – сложно сокращенное слово, образованное из начальных букв или слогов какого либо словосочетания (например: Минсоцздравразвитие, вуз, БФ ПГУ, ВКР и др.).

Аббревиатуры обычно используются для сокращения объема текста, особенно, если эти словосочетания достаточно часто повторяются. Обычно во введении указывают на аббревиатуры более высокого уровня, имеющие отношение к понятийному аппарату исследования. В эмпирической части исследования также могут встречаться сокращения, особенно в иллюстративном материале – таблицах или рисунках (об этом мы поговорим в следующем разделе). Аббревиатура прописывается в тексте обычно один раз, как правило, уже в первых предложениях, характеризующих актуальность исследования. См., например, автореферат кандидатской диссертации И.В.Долгополовой (2004, с. 3), на который я уже ссылался ранее: «…Проведены исследования, характеризующие влияние учителя на личность его воспитанников. В этой связи возрастает интерес к стилю деятельности (СД) педагогов…».

Приемлем и такой вариант, когда приводится полный список аббревиатур или когда последние включаются в понятийный аппарат работы.

Вот так могла бы выглядеть цитированный выше пример из дипломной работы Н.А.Врублевской:

  1. Психологическая устойчивость (ПУ) – это целостная характеристика личности, обеспечивающая ее устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций…

  2. Программа развития (ПР) – документированный расширенный план проведения работы…

  3. Разработка (Р) от слова «разработать» тщательно, всесторонне исследовать, подготовить, обработать во всех подробностях [С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, 2004].

  4. Клиническая оценка (КО)это процесс получения знаний о функционировании какой-то одной сферы …

ВНИМАНИЕ! Если вы обозначили аббревиатуры, то ими следует пользоваться!

ВНИМАНИЕ! Аббревиатуры нельзя использовать в названии работы, глав и параграфов, кроме общепринятых, устоявшихся (РФ, ЦНС, вуз, ПТСР, PR и др.). Представляете, как бы нелепо выглядело название темы защищенной на «отлично» ВКР Н.А.Врублевской, если бы она была сформулирована так: «Разработка и клиническая оценка эффективности программы развития ПУ старшеклассников»?

Забегая вперед, хочу сказать, что студенты очень часто грешат этим, используя сокращения в раздаточном и иллюстративном материале при защите ВКР. На представленных комиссии рисунках изображаются, к примеру, значимые связи между десятком признаков, но не дается никаких пояснений (условных обозначений). Рисунок, иллюстрирующий новое знание, превращается в ребус или «филькину грамоту».

Поэтому ВНИМАНИЕ! Любой представленный вами иллюстративный материал должен быть понятен обычному «чайнику»!

Итак, аналитический обзор у нас готов, определена проблема и цель исследования, сформулированы гипотезы и др., в целом составлен эскиз «Введения». Пора переходить к исследовательской части работы. Однако следует помнить, что надо будет снова вернуться к «Введению», когда вы сделаете выводы по вашей работе и приступите к написанию «Заключения».

* * *