logo search
Мяо шпоры

Вопрос 31 Род имен прилагательных»

В отличие от имен существительных прилагательные не имеют постоянного рода: они изменяются по родам, их род зависит от того существительного, к которому они относятся. Это свойство может быть «открыто» самими учащимися с помощью языкового чутья: высокий плюс сосна = высокая сосна. «Какого рода сосна? - Женского». «В каком роде будет прилагательное высокий, когда оно соединится со словом сосна? - В том же роде, т.е. в женском».

Такой способ связи называется согласованием.

Одно и то же прилагательное может «обслуживать» имена существительные мужского, женского или среднего рода. Учащиеся проверяют это свойство, составляя словосочетания и предложения: зимний день, зимняя стужа, зимнее развлечение. Продолжаются упражнения в согласовании.

Следующая ступень в детском исследовании - выделение родовых окончаний прилагательных в начальной их форме - именительном падеже мужского рода, а затем - женского и среднего ро- дн. Вводится понятие «согласование в роде» (позже будет «со- I пасование в роде, числе и падеже»).

Учитель так направляет поиск учащихся, чтобы первоначально дети ознакомились с твердой основой прилагательных, а затем - с мягкой основой: черн-ый - син-ий, черн-ая - син-яя, черн-ое - син-ее.

Подытоживая эту ступень исследования, школьники составляют таблицу родовых окончаний:

в мужском роде

-ый,

-ий, -ой

Окончания

в женском роде

-ая,

-яя

в среднем роде

-ое,

-ее

Намного труднее составить аналогичную таблицу по косвенным падежам всех трех родов, к тому же - в твердом и мягком вариантах, безударных и ударяемых. Эта задача будет решаться в рамках темы «Склонение имен прилагательных».

Виды важнейших упражнений: а)составление различных вариантов словосочетаний и предложений с именами прилагательными; выбор прилагательных из числа синонимов; замена прилагательных-антонимов; введение нескольких синонимов, их градация (даль широкая, бескрайняя); б)тренировка в постановке вопросов к прилагательному в тексте, поиск аналогий в вопросе и в прилагательном (какая береза?- белая).

Исследовательские задания:-подобрать возможно большее число имен прилагательных к заданному существительному в связи с подготовкой к рассказу (возможная тема - «Цветы»); мотивировать выбор прилагательных. Возможен конкурс;-виды обобщения: сравнение категцрии рода в двух частях речи - в имени существительном и в прилагательном;-построение схемы (модели) словосочетания с именем прилагательным;-составление таблицы изучаемых частей речи.

Число имен прилагательных»

Выводы из предыдущей темы помогут учащимся догадаться, что имена прилагательные могут изменяться и по числам, поскольку они согласуются с именем существительным, зависят от него. Подтверждение этому легко найти в предложениях. Знакомство с новой темой уместно в данном случае построить не по индуктивной программе наблюдений, а, наоборот, дедуктивно, выдвинув гипотезу и проверяя ее Гипотеза: возможно, что прилагательное, зависящее от имен существительного, принимает не только род существительного но и число. На основе анализа текста составляется таблица:

Имя существительное

Его мн. ч.

Имена прилагательные во мн. ч.

Их окончания

дуб

березка песня

дубы

березки

песни

могучие, старые белые, зимние звонкие, веселые

-ие ,-ые -ые, -ие -ие, -ые

Гипотеза подтверждается примерами: по-видимому, все прилагательные могут иметь форму множественного числа; форма множественного числа отличается от формы единственного числа; от имени существительного к прилагательному может быть поставлен вопрос какие?, единый для всех трех родов существительного и, следовательно, и прилагательного тоже. И главное: окончание у вопроса ударяемое, по нему можно проверить безударные окончания имен прилагательных.

Продолжая наблюдения, дети приходят еще к одному, не менее важному выводу: окончания множественного числа прилагательных едины для всех трех родов: -ые, -ие.

Дальнейшую работу над темой излагаем в форме напоминаний, т.е. сокращенно:

-закрепление теоретических выводов, повторение основных понятий раздела «Части речи»;

-языковой анализ текста с акцентом на изучаемой теме; построение разнообразных словосочетаний в рамках темы; употребление имен прилагательных во множественном числе (именительный падеж) в предложениях и в тексте;

-окончания имен прилагательных во множественном числе, составление алгоритма их проверки;

-построение моделей словосочетаний с именами прилагательными;

-подбор прилагательных к данным существительным; обоснование выбора прилагательных («коммуникативная целесообразность» выбора);

-роль прилагательных в тексте, в описании, их выразительные возможности.