В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
Пример 2 из ВКР Е.Е.Соколовой (2008) «Соотношение временных составляющих и некоторые семантические особенности организации автобиографической памяти в разные периоды взрослости» (рис. 2)
Рис. 2. Количество событий, относящихся к субъективному «прошлому»,
«настоящему» и «будущему»
Графическим способом могут быть представлены связи между различными признаками, психологические профили и др. Рис. 3 иллюстрирует связи показателей эффективности трудовой деятельности врачей-терапевтов с их личностными особенностями (ВКР студентки О.Б.Вылеток (2007) на тему «Эффективность трудовой деятельности врачей-терапевтов в связи с их личностными особенностями»).
Условные обозначения:
связи при р≤0,001 (высокий уровень достоверности результата)
связи при р≤0,01 (средний уровень достоверности результата)
связи при р≤0,05 (достаточный уровень достоверности результата)
------------------------ обратные корреляционные связи
Рис. 4. Схема связи показателей эффективности трудовой деятельности с личностными особенностями испытуемых (общая выборка)
Выше я уже указывал на то, что все аббревиатуры и другого рода сокращения должны быть расшифрованы. Рис. 4 достаточно наглядно указывает на устойчивые связи между параметрами, отличается компактностью, однако труден для прочтения, т.к. автор использует почти микроскопический размер кегля - 5 (стандартный набор кеглей в Word начинается с 8 размера). Поэтому иногда лучше пользоваться условными обозначениями, используя сокращения в компонентах рисунка.
В качестве примера привожу иллюстрацию из ВКР Н.Н.Сидоровой «Соотношение уровня самоактуализации и напряженности психологической защиты супругов гармоничных и негармоничных семей», защищенной в 2007 году (рис. 5).
ВНИМАНИЕ! Условные обозначения, если таковые имеются, должны быть под каждым рисунком.
Рис. 5. Корреляционные связи между уровнем самоактуализации, напряженностью психологической защиты и удовлетворенностью браком одного из супругов и уровнем самоактуализации, напряженностью психологической защиты и удовлетворенностью браком другого супруга
Условные обозначения: C/А – уровень самоактуализации; Пс. З. – напряженность психологической защиты; ОУБ – общая удовлетворенность браком.
Рисунки, как я уже указывал выше, могут сопровождать табличные материалы, но также выступать в качестве самостоятельной единицы, например, иллюстрируя психологические профили – отношения к болезни (опросник ЛОББИ), актуальную проблему (опросник Леонгарда-Шмишека), MMPI и др.
Так, на рис. 6, заимствованного из ВКР Н.В.Соломиной (2004) «Проявление фемининности и маскулинности при алкоголизме у женщин», представлен усредненный профиль MMPI испытуемых с феминными характеристиками.
90
80
70
60
50
.
40
30
20
10
L F K Hs D Hy Pd Mf Pa Pt Sc Ma Si
Рис. 6. Усредненный профиль женщин с алкогольной зависимостью (Mf <30 Т)
Кроме того, любые презентации обычно украшают типологические рисунки самих испытуемых, полученных с помощью проективных методик: «Нарисуй человека», «Дом-дерево-человек», «Несуществующее животное», «Семья глазами ребенка» и проч.
На рис. 7 представлен пример представления о своей семье испытуемого Даниила 7 лет, в котором ярко подчеркнута роль отца как наиболее видной фигуры в «семейной иерархии» глазами ребенка (курсовая работа Я.А.Бравковой «Представление образа отца в неполной семье у старших дошкольников», 2008).
-
Рис. 7. Фигура отца как самая значимая в глазах ребенка
Некоторые важные сведения об искусстве интерпретации
Итак, результаты получены, статистически обработаны, проиллюстрированы графически. Теперь их надо как-то объяснить.
Частой ошибкой студентов является расширенная трактовка результатов исследования. Следует помнить, что даже самая совершенная психологическая методика не способна измерить всю полноту изучаемого объекта. Поэтому заключение о тревожности испытуемых, сделанное только на основании опросника Спилбергера – Ханина не вполне правомочно, поскольку данная методика исследует самооценку, т.е. субъективную характеристику тревожности, и должно быть подтверждено данными наблюдения, психофизиологических исследований и т.п.
При интерпретации результатов необходимо соотнести полученные данные с исходными предположениями, теоретическими схемами, уже известными научными фактами. Это даст возможность оценить степень новизны результатов, их согласованность с теми или иными теоретическими концепциями. Может получиться и так, что ваши данные не будут согласовываться с исходными теоретическими предположениями и тогда следует найти этому объяснение.
ВНИМАНИЕ! Первый и самый простой способ интерпретации полученных данных – сравнение с литературными. Однако это предполагает, что в обзорно-аналитической части исследования у вас уже имеются ссылки на аналогичные вашему исследования.
Большие трудности возникают при интерпретации результатов, полученных на основе опросников, имеющих 5 и более шкал в сопоставлении с данными аналогичных тестов. Например, в дипломной работе Ю.С.Степановой (2003) «Сравнительно-возрастное исследование характеристик социально-психологической адаптации и их связи с макроструктурой самоотношения и параметрами самоактуализации», выполненной под моим руководством, изучалось соотношение параметров самоактуализации и социально-психологической адаптации у подростков и молодых взрослых. Использовались опросники: Э.Шостром (САМОАЛ), включающий в себя 11 шкал и Роджерса – Даймонда (СПА) – 6 интегральных шкал. В соответствии с требованием пункта 1 к описанию результатов, последние были представлены наиболее полно, указаны все значимые корреляционные связи:
1. Ориентация во времени у взрослых связана с адаптацией (r=+0,35, p<0,05); принятием других (r=+0,23, p<0,05); интернальностью (r=+0,25, p<0,05); эмоциональным комфортом (r=+0,44, p <0,001).В подростковой выборке статистически значимых связей не установлено.
2. Шкала ценности у молодых взрослых положительно коррелирует с эмоциональ-
ным комфортом (r=+0,35, p<0,01). Других связей либо нет, либо они незначи-
тельны.
3. Взгляд на природу человека имеет тесную связь с эмоциональным комфортом у
взрослых испытуемых (r=+0,38, p<0,01).
4. У подростков потребность в познании положительно коррелирует с адаптацией
(r=+0,35, p<0,01), эмоциональным комфортом (r=+0,29, p<0,05), интернально-
стью (r=+ 0,36, p<0,01).У взрослых она также связана с интернальностью
(r=+ 0,23, p<0,05) и стремлением к доминированию (r=+0,23, p <0,05).
-
Креативность связана с адаптацией у молодых людей (r=+0,35, p<0,01), принятием других (r=+0,46, p<0,001), эмоциональным комфортом (r=+0,35, p<0,01) и
со стремлением к доминированию (r=+0,24, p<0,05).
-
Автономность у старших респондентов имеет положительные связи с интернально
стью (r=+0,24, p<0,05), самоприятием (r=+0,28, p<0,05) и эмоциональным
комфортом (r=+0,44, p<0,001) и обратную зависимость с самоприятием у подростков
(r = -0,25, p < 0,05).
7. Спонтанность связана с эмоциональным комфортом только у молодых взрослых
(r= +0,47, p <0,001).
8. Самопонимание имеет обратные связи у взрослых с адаптацией (r=-0,29, p<0,05),
принятием других (r=-0,36, p <0,01) и со стремлениием к доминированию
(r=-0,27, p<0,05).
9. Аутосимпатия достоверных связей со шкалами СПА не имеет.
10. Контактность имеет слабую положительную связь только с эмоциональным
комфортом у взрослых (r=+0,3, p<0,05).
11. Гибкость в общении у молодых людей имеет связь с эмоциональным комфор-
том (r=+0,35, p<0,01) и у подростков с интернальностью (r=+0,23, p<0,05).
Очевидно, что сведущему человеку, глубоко понимающему принципы гуманистической психологии, её теорию, не составит труда осмыслить полученные результаты и дать грамотную интерпретацию. Но это также должно быть понятно и неспециалисту, имеющему лишь базовые знания в этой области. Поэтому «толкование» в любом случае необходимо, иначе полученные вами данные будут всего лишь констатацией факта, что вы владеете методом корреляционного анализа, да и только. Всегда задавайте себе вопросы: «Что это означает, на что указывает? Как это можно объяснить?». В выше приведенном примере систематизация материала в виде схемы позволяет лучше понять структуру взаимосвязей (рис. 8):
-
Самоактуализация
Интег-
раль-
ный
пока-
затель
Ориен-
тация
во
време-
ни
Цен-
ности
Взгляд
на
приро-
ду
чело-
века
Пот-
реб-
ность
в
позна-
нии
Креа-
тив-
ность
Авто-
ном-
ность
Спон-
тан-
ность
Само-
пони-
мание
Ауто-
сим-
патия
Кон-
такт-
ность
Гиб-
кость
в
обще-
нии
Интегральный показатель СПА |
Адаптация |
Принятие других |
Интер- нальность |
Само- приятие |
Эмоцио- нальный комфорт |
Стремление к домини- рованию |
Социально-психологическая адаптация |
Условные обозначения:
слабые положительные связи (p< 0,05)
средние положительные связи (p< 0,01)
сильные положительные связи (p< 0,001)
обратные связи
Рис. 8. Корреляционные связи между параметрами САМОАЛ и СПА у подростков
Интерпретация бывает затруднена, когда выбирается не вполне адекватный способ статистической обработки данных. В ряде случаев требуется привлечение и более сложных методов – кластерного, факторного и др. Если вы делаете все-таки серьезную научную работу, бояться этого не надо, в конце концов, есть научный руководитель и есть преподаватели, которые этими методами хорошо владеют. Обращайтесь – всегда помогут.
Если помните, то во «Введении» вы ссылались на методологическую основу исследования. При интерпретации полученных данных вы опираетесь, в первую очередь, на какую-то уже известную концепцию, теорию, в традиции которых и выполняется ваша работа.
Конечно, может последовать и научное открытие. Но и работа ваша при этом приобретет другой смысл.
Про гипотезы еще помните? Каждый этап вашей работы должен быть связан с доказательной базой и приближать к цели исследования. Гипотезы подтвердились – ура! Не подтвердились – тоже не надо печалиться. Вы также получили научный факт, если конечно, гипотезы были сформулированы грамотно и корректно.
Двигаемся к финалу – учимся делать выводы. Что надо четко усвоить?
-
Выводы – это итог (результат) вашей работы в краткой формулировке.
-
Вывод формулируется как повествовательное предложение, как утверждение.
-
Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, каждая поставленная задача должна быть определенным образом отражена в выводах.
-
Вывод всегда концептуален, он означает смысл, суть, мысль более высокого уровня. Например, будет ошибкой указать в выводах, что существует корреляционная связь между какими-то параметрами, правильно – что эта связь означает.
-
Выводы не должны содержать в себе никаких коэффициентов корреляций, уровней достоверности, процентов (за редким исключением, когда исследование выполняется на очень большом массиве данных, когда выявленные процентные соотношения указывают на общую закономерность или тенденцию).
-
Выводы делаются на основе всей работы, а не каждой главы. Нередко студенты делают выводы и по первой главе. В принципе, это допустимо, однако, если мы помним, итогом обзорно-аналитического исследования является краткое резюме, дающее выход на проблему.
-
Выводы могут быть общими и частными.
-
Выводы должны быть пронумерованы 1. 2. 3. и т.д., но их не должно быть слишком много, оптимальным количеством является от 3 до 7 пунктов.
-
Выводы должны касаться наиболее существенных аспектов работы, но также и неожиданных и оригинальных результатов, которые обнаружились в ходе исследования.
-
Выводы должны быть краткими и четкими.
-
Объем текста с выводами не должен превышать 1- 1,5 страницы.
Примеры правильно и грамотно сформулированных выводов из ВКР:
А) Е.Е.Соколовой (2008) на тему: «Соотношение временных составляющих и некоторые семантические особенности организации автобиографической памяти в разные периоды взрослости»
-
Категориальная организация семантических полей событий прошлого и настоящего идентична (при описании событий прошлого и настоящего используется один и тот же набор семантических категорий).
-
Семантические коды событий прошлого и настоящего не всегда идентичны. При этом между людьми существуют различия по степени устойчивости во времени семантических характеристик прошлого (их смыслового содержания).
-
Семантические особенности организации автобиографической памяти определяются актуальным настоящим, то есть человек описывает себя, мир, людей, которые окружали его в прошлом в тех семантических структурах, которые актуальны для него на сегодняшний момент времени.
-
Соотношение временных составляющих автобиографической памяти зависит от возраста человека:
а) в период поздней взрослости преобладает ориентация на прошлое, а ко-
личество значимых событий у человека уменьшается, но они становятся
более масштабными и емкими;
б) в период ранней взрослости преобладает ориентация на будущее;
в) в период средней взрослости человек опирается на богатство своего
прошлого и вместе с этим устремляется в будущее.
5. «Объем» прожитого времени человека зависит не от календарного возраста,
а от насыщенности его жизни событиями. Так, испытуемые периода
ранней зрелости (21-25 лет) выделяют не меньшее количество событий
прошлого, чем испытуемые поздней зрелости (41-55 лет), а даже больше.
Границы временной перспективы будущего у старшей возрастной группы
лежат в пределах одного года, в период средней взрослости человек
строит планы на 3-5 лет вперед, а в период ранней взрослости эти границы
расширяются до 10 лет.
Б) Н.В.Соломиной (2004) на тему: «Проявление фемининности и маскулин-
ности при алкоголизме у женщин»
-
Актуальность изучения гендерных особенностей и половых различий в развитии алкоголизма в настоящее время возрастает в связи с катастрофически быстрым ростом раннего и женского алкоголизма.
-
Фактор маскулинности-фемининности играет роль в формировании алкогольной зависимости у женщин.
-
Зависимые от алкоголя женщины имеют более выраженные характеристики маскулинности; социальные последствия злоупотребления алкоголем у них более значительны, чем у женщин, имеющих тенденцию к андрогинии или фемининности.
-
Разделение женщин по степени выраженности фактора Мf позволяет выделить психологические особенности, которые могут иметь диагностическое и прогностическое значение для работы с данной категорией больных.
-
Фактор маскулинности более жестко связан с параметрами агрессивного поведения, чем фемининность.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация