3. Методы исследования и использованные методики
В отечественной психологии выделяется четыре группы методов (по Б.Г.Ананьеву):
1 группа – организационные методы: сравнительный (сопоставление различных групп по возрастам, деятельности и т.п.), лонгитюдный (многократное наблюдение одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный (в исследовании принимают участие представители многих наук, объект изучают разными средствами).
2-я группа – эмпирические методы (наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью), анализ продуктов деятельности, биографические методы, контент-анализ и др.);
3-я группа – методы обработки данных: количественный (статистический), куда относится различные виды анализа, такие как анализ средних значений параметров, корреляционный, дисперсионный, факторный, дивергентный и конвергентный анализ и проч., и качественный, который подразумевает подробный содержательный анализ отдельных случаев, а также дифференциацию материала по группам;
4-я группа – интерпретационные методы, включающий генетический (анализ материала путем выделения фаз, последовательностей, стадий) и структурный (установление связей между частями и целым). Сюда относят построение различных типологий, классификаций, психологических профилей и т.п.
Самая важная задача при выборе конкретных методов исследования – обеспечить соответствие метода организации эксперимента и методов сбора эмпирического материала предмету исследования.
В КР и, особенно, в ВКР необходимо показать умение владеть различными методами. К сожалению, сплошь и рядом приходится наблюдать повальное увлечение студентов одним лишь психодиагностическим методом (тестирование) и игнорирование основных методов, каковыми в психологии являются наблюдение и эксперимент. Тесты всегда привлекают кажущейся простотой (собрал испытуемых, раздал опросники, получил заполненные бланки, обработал, сопоставил – и вот вам «новое знание»!), однако они всего лишь подтверждают или опровергают данные, полученные на основе базовых методов. К тому же их результаты часто бывают весьма сомнительными, потому что очень многое зависит от «степени самораскрытия» испытуемого, внешних условий и добросовестности самого экспериментатора.
Пример из личной практики: в бытность заведующим подростковым психиатрическим отделением в конце 1990-х годов приходилось наблюдать случай, когда медицинский психолог, уходя на обед, дал юноше, проходившему экспертизу на предмет годности к военной службе, «на досуге» заполнить ПДО. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что опросник заполняется всей палатой, под дикий хохот и скабрезные высказывания других обследуемых. Известно, что ПДО построен как опросник отношений, и там есть разделы, относящиеся к таким сферам, как учеба, развлечения, алкоголь, секс и др. «Ну что, пацаны, здесь отметить?», - обращался обследуемый к другим участникам психодиагностического шоу, и каждый вносил свой «вклад» в создание психологического портрета испытуемого.
ВНИМАНИЕ! К сожалению, руководителям научных работ студентов не представляется возможным проследить, как на практике осуществляется психодиагностическое исследование, все это остается на совести студента. Во всяком случае, одно из главных условий его проведения должно быть соблюдено – личное присутствие экспериментатора. Случаи, когда тесты выдаются на дом, заполняются походя и т.п., должны быть исключены.
Студенты часто игнорируют систематику методов и сразу переходят к описанию методик. Уверяю, этого делать НЕ СЛЕДУЕТ.
ВНИМАНИЕ! Кафедра психологии БФ ПГУ придерживается указанной систематики методов (хотя, конечно же, существуют и другие) и требует ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВКЛЮЧЕНИЯ В ТЕКСТ РАБОТЫ. Одновременно это требование и ГАК.
Привожу образец:
В соответствии с систематикой Б.Г.Ананьева в работе использовались следующие группы методов: из числа организационных – сравнительный, из группы эмпирических – клиническая беседа, анкетирование, психодиагностика; статистическая обработка данных осуществлялась на основе t-критерия Стьюдента; интерпретация полученных данных проводилась сравнением их литературными, результатом исследования стало построение психологических портретов исследуемых групп испытуемых.
Научное исследование должно отличаться полнотой методов. Нельзя ограничиваться только тестированием. Это приводит порой к неправильным и даже курьезным выводам. Одна моя бывшая студентка задалась целью в курсовой работе исследовать подростковое одиночество. Будучи человеком ответственным, она прошла по нескольким школам и собрала приличную выборку (более 200 чел.). Ни с кем из подростков не беседуя лично, она раздала каждому известный опросник социальной изолированности личности Д.Рассела и М. Фергюссона и, обработав данные, получила, что почти 80 % обследуемых чувствуют себя одинокими. Сразу возник вопрос: а испытуемые действительно так себя осознают и чувствуют, и вообще, знают ли они о том, что они так одиноки? Согласуются ли психодиагностические данные с реалиями жизни?
Как минимум, с людьми надо беседовать. Для этих целей используется клиническая беседа и свободное интервью.
Другим важным методом исследования является наблюдение. Признаюсь, я просто мечтаю, что когда-нибудь будет выполнена такая работа, в которой ведущим методом выступит наблюдение. Ведь работа практического психолога в основном и сводится к беседе и наблюдению, а всякого рода тесты и опросники служат вспомогательным материалом, когда требуется проверить какие-то догадки или гипотезы, возникающие в процессе взаимодействия с клиентом.
На мой взгляд, одним из информативных методов является анкета. Правильно составленная анкета часто дает ответы на поставленные вопросы без каких-либо навороченных многофакторных опросников и шкал типа MMPI.
ВНИМАНИЕ! Анкета – это один из методов исследования, а также ваше творчество, поэтому ее текст и результаты ни в коем случае нельзя перемещать в «Приложение»! Ведь что такое «Приложение»? Это необязательная часть работы, ее легко можно удалить без какого-либо ущерба для основного текста, прежде всего, его смыслового содержания.
Привожу образец хорошо построенной анкеты для изучения психологического климата в трудовом коллективе, взятой из Интернета [http://www.psy-files.ru/2007/12/18/anketa.-psikhologicheskijj-klimat-v.html]. Данная анкета позволяет выявить, насколько сотрудники довольны работой в трудовом коллективе.
ВНИМАНИЕ! Анкетирование необходимо проводить анонимно. В зависимости от задач исследования, полученные результаты можно обсудить либо только с руководителями коллектива, либо со всеми его членами.
Инструкция:
Уважаемый коллега! Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является совершенствование психологического климата в трудовом коллективе нашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:
-
внимательно прочитать варианты ответов;
-
выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него;
-
если ответ не предлагает вариантов, напишите свой ответ как можно полнее или, если Вы затрудняетесь, поставьте прочерк
-
С каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны?
А) большинство из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди
Б) в нашем коллективе есть всякие люди
В) меня многое не устраивает
-
Вам нравится работать в нашем коллективе?
А) да, меня все устраивает
Б) не знаю, не задумывался над этим
В) меня многое не устраивает
-
Охарактеризуйте атмосферу, присущую коллективу.
А) дружеская
Б) атмосфера взаимного уважения
В) деловая атмосфера
Г) «каждый сам за себя»
Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера
-
Как часто, Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?
А) как можно чаще
Б) 1-2 раза в год
В) я не люблю подобных мероприятий
-
Считаете ли вы, что было бы лучше, если бы члены нашего коллектива жили близко друг от друга?
А) да, конечно
Б) скорее да, чем нет
В) не задумывалась над этим
Г) скорее да, чем нет
Д) нет
-
Вы бы сменили место работы, если бы представилась возможность? По какой причине?__________________________________________
-
Если бы Вы вынужден были поменять работу, стремились бы Вы к общению с членами нашего коллектива?
А) да, конечно
Б) затрудняюсь ответить
В) нет
-
Как Вы считаете, что могло бы повлиять на большее сплочение нашего коллектива?
А) проведение совместного отдыха
Б) совместное решение производственных проблем
В) совместное решение личных проблем
Г) увеличение зарплаты
-
Какие качества членов нашего коллектива привлекают Вас больше всего?
А) профессиональные
Б) личные
В) никакие
-
С кем из членов коллектива Вы общаетесь больше всего?
А) я с удовольствием общаюсь со всеми
Б) со всеми понемногу
В) с теми, с кем непосредственно работаю
Г) только с начальством по производственным вопросам
Д) стараюсь свести общение со всеми к минимуму
-
Как Вы считаете, легко ли новые люди вливаются в наш коллектив?
А) достаточно легко
Б) они долго держаться особняком
В) не знаю, не задумывалась над этим
-
Могли бы вы дать достаточно полную характеристику деловых и личностных качеств большинства членов коллектива?
А) да
Б) пожалуй, да
В) не знаю, не задумывалась над этим
Г) пожалуй, нет
Д) нет
-
Оцените сплоченность коллектива нашего детского сада по 5-ти бальной шкале. min 1________2________3________4________5 max
-
Как часто у Вас бывают конфликты с кем-то из членов нашего коллектива?
А) никогда
Б) редко, от случая к случаю
В) с определенными людьми
Г) стараюсь избегать людей, с которыми может возникнуть конфликт
Д) постоянно
-
По денной шкале укажите, пожалуйста, свой возраст.
А) до 25 лет
Б) 26-40 лет
В) 41-55
Г) старше 55 лет
-
Укажите продолжительность Вашей работы в коллективе.
А) менее года
Б) 1-3 года
В) 4-10 лет
Г) более 10 лет
Спасибо за участие в анкетировании
Используемые методики подлежат описанию. Это необходимо сделать, прежде всего, для воспроизводимости исследования или эксперимента. Иными словами, любой человек, используя ваши методики, смог бы получить сходный результат.
Общеизвестно, что психологический тест может быть охарактеризован как эффективный в том случае, если он удовлетворяет следующим условиям:
1) использование шкалы интервалов; 2) надежность; 3) валидность; 4) дискриминативность; 5) наличие нормативных данных [Бурлачук Л. Психодиагностика/ Л.Бурлачук.- СПб.: Питер, 2002.- С.150]. Получить эти сведения можно как из оригинальных источников, в которых была опубликована данная методика, так и из справочных изданий [см., например: Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов. - СПб.: Питер, 1999 и др.]. Ссылки с указанием на валидность и надежность используемых тестов, а также использовании зарубежных тестов в отечественных исследованиях и их адаптации, должны быть приведены в краткой форме.
Следует помнить, что широко и часто используемые, известные методики, не требуют подробного описания - достаточно сделать ссылку на источник, откуда они взяты.
ВНИМАНИЕ! Нет нужды приводить текст опросника и сопровождающего его инструкцию, Для этих целей служит «Приложение».
ВНИМАНИЕ! В тексте параграфа надо обязательно привести основные шкалы и дать их краткое описание, например:
Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой «психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними» [Общая психодиагностика /под ред. А.А Бодалёва., В.В. Столина. – М: Изд.МГУ, 1987. - С.25]. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал:
-
«Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
-
«Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
-
«Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так – родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворять все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не представляет ребенку самостоятельности никогда.
-
«Авторитарная гиперсоциализация» - отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
-
«Маленький неудачник» - отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, не успешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
Кроме этого, необходимо указать на нормативные показатели шкал, чтобы любой читающий вашу работу мог ориентироваться в полученных вами результатах и представлять, насколько эти показатели отклоняются от стандартной нормы, заложенной в опроснике или тесте.
Привожу в качестве примера показатели уровней застенчивости для девушек и юношей. См.: Белоусова А.Б. Диагностика застенчивости /А.Б. Белоусова, И.М. Юсупов // Психологическая диагностика. - 2005. - № 2. - С. 45-56
Показатели уровней застенчивости для девушек и юношей (в баллах)
-
Уровни
Девушки
Юноши
Очень высокий
3,7-5,0
3,4-5,0
Высокий
3,0-3,6
2,8-3,3
Средний
2,4-2,9
2,1-2,7
Низкий
1,8-2,3
1,4-2,0
Очень низкий
1,2-1,7
1,2-1,3
В данном разделе надо привести и кратко обосновать использование методов статистической проверки гипотез (критерий χ2, t-критерий Стьюдента, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ, факторный анализ и т.п.), не ограничиваясь одной лишь ссылкой на Microsoft Excel или программу Statistika.
ВНИМАНИЕ! Опыт работы показывает, что математическая обработка данных с помощью Microsoft Excel часто дает искаженные и неправильные результаты. Используйте современные версии программы Statistika, например, «STATISTICA 5.5.»
ВНИМАНИЕ! При статистической обработке данных необходимо правильно подобрать конкретные методы статистического анализа так, чтобы они соответствовали типу данных (ранговых или числовых), которые получены в исследовании, были адекватны цели исследования и обеспечивали достоверность выводов.
ВНИМАНИЕ! Если в тексте приводятся формулы расчетов, то их следует выделить, записывая более крупным шрифтом и отдельной строкой, давая подробное пояснение каждому символу, когда он встречается впервые. Рекомендуется нумеровать формулы в пределах каждого раздела, особенно, если в тексте приводится на них ссылка.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация