logo search
uchebnik_po_oratorskomu_masterstvu__l_s_posobi

3. Риторика? Это наука или искусство.

Мы определили риторику как науку о законах публичной речи. Но часто заменяем это название другим словом - "ораторское ис­кусство. " Что же все-таки это такое – наука или искусство?

- В ан­тичности риторику называли "царицей всех искусств" и связывали ее теснее всего с поэзией (литературой) и сценическим мастерством.

- В наши дни она чаще рассматривается как наука, ее иногда определяют как "теорию убеждающей коммуникации".

Противоречия здесь нет, оба подхода оправданы. Дело в том, что человеческое мышление осущест­вляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство, и они взаимно до­полняют друг друга. Ораторская речь являет собой своеобразный вид эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредс­твом живого слова: она одновременно воздействует и на созна­ние, и на чувства человека.

Мастерство публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления.

Особенно близки ораторское искусство и литература,

ораторс­кое искусство и театр.

Настоящий оратор всегда выступает как бы в трех лицах: сочинителя, постановщика и исполнителя своих речей.

-Выдающийся русский судебный оратop и теоретик красноречия А. Ф. Ко­ни считал риторику литературным творчеством, но в устной форме;

-общее между красноречием и поэзией находил Аристотель;

-актерскими приемами пользовались в ораторском искусстве все выдающиеся ора­торы, начиная с Демосфена и Цицерона.

-В то же время уже с античных времен на риторику смотрели и как на часть системы знаний, как на способ познания и толкования сложных явлений жизни. Она опирается на категориальную систему других наук, использует их данные. Особенно очевидна связь рито­рики и логики; в древности они даже рассматривались в неразрывном единстве.

: "Красноречие – дитя знаний",– говорили древние. Цицерон по­лагал, что выдающимся оратором может стать лишь тот, кто владеет тремя необходимыми для красноречия данными: талантом (lngenlum), навыком (usus), и знаниями (doctrina); причем, важнее всего нау­ка, т.к. первенство принадлежит образованному оратору. Литерату­ру, историю, право и философию (особенно такие ее части, как ло­гику и этику) Цицерон считал наиболее важными предметами в обра­зовании оратора.

:Развитие этой мысли мы находим в работах М. В. Ломоносова. Он определяет красноречие, как "искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению";

тут же он указывает: "К приобретению оного требуется пять следую­щих средствий: первое - природные дарования, второе - наука, третье - подражание авторов, четвертое - упражнение в сочинении, пятое - «знание других наук.»

При этом «наука» состоит в познании «нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию» (собственна) риторика), а среди «других наук» Ломоносов особо вы­деляет историю и этику.

Эти требования и сегодня не утратили актуальности; мы лишь пополняем этот перечень необходимых оратору наук, исходя из сов­ременных представлений о месте риторики в системе духовных цен­ностей.

Чтобы нагляднее представить, какие же другие науки" нужны, чтобы стать красноречивым, обратимся к двум схемам поэтапной ра­боты оратора над речью.

В классических риториках обязанностью оратора было:

1) най­ти, что сказать;

2) найденное расположить по порядку;

3) придать ему подходящую словесную форму;

4) утвердить все это в памяти:

5) произнести речь. Этому соответствовали пять основных частей рито­рики (см. схему 2).

Кроме того, по Цицерону, в задачу оратора входит:

-располо­жить к себе слушателей,

- изложить сущность дела,

-установить спор­ный вопрос;

-опровергнуть мнение противника;

-в заключительной час­ти речи закрепить свою победу.

В работах современных авторов основные этапы подготовки и проведения публичного выступления выглядят следующим образом

(см. схему 3)

В сущности, это конкретизация классической модели с добавлением методически важной, посткоммуникативной фазы.

У начинающих ораторов, а также у тех, кто сам пока не испы­тал на себе всех трудностей публичного выступления, иногда скла­дывается неверное представление об ораторской речи как о чистой импровизации, без особой подготовки, без опоры на четкий и стро­гий план, без анализа результатов. Обе приведенные здесь схемы говорят о прямо противоположном: ораторская речь – это сложный1 процесс, продукт длительного творческого труда, и лишь тот оратор добивается успеха, кто прошел через все упомянутые этапы, незави­симо от цели, жанра и продолжительности выступления. И короткая речь на митинге, и полуторачасовая вузовская лекция требуют от оратора работы по одной и той же схеме.

Если проанализировать все этапы подготовки и проведения устного публичного выступления, мы обнаружим, что для успешного, осуществления своего замысла оратор привлекает данные различных наук, опирается на их категории и законы, пользуется проверенными на практике методическими правилами, применяет широкий диапазон умений и навыков.

- На этапе подготовки речи главенствующая роль принадлежит логике, использование законов которой необходимо в процессе подбора и отбора фактического материала, разработки плана и композиции выступления, формулировки тезиса (основной мысли), обеспечения до­казательности и аргументированности речи.

Логический аспект речи этим не исчерпывается; категории и правила этой науки понадобятся и во время выступления, особенно если в ходе его завяжется спор и на этапе подведения итогов выступления, анализа ошибок и прома­хов, допущенных во время речи. Логическая культура оратора – важнейший элемент его речевого мастерства.

Другой существенный аспект – языковая культура оратора, уме­ние из всех богатств родного языка выбрать именно те средства ре­чевого воздействия, которые обеспечат эффективность, доходчивость и выразительность выступления. Работа над языком и стилем – обязательный этап в подготовке речи, но настоящую проверку языковая культура оратора проходит в момент выступления, в ходе неизбежных импровизаций, отступлений от заранее отредактированного текста. Чем глубже и обширнее знания оратора в области общего языкознания и его конкретных разделов, тем выше культура его речи.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хо­рошо произнесена.

Весьма существенный элемент ораторского мас­терства – техника речи, отточить которую можно только в практике выступлений, опираясь на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, на первый, взгляд далеко отстоящих друг от друга, но на самом деле обеспечи­вающих благозвучность, четкость, ясность и интонационное богатство публичного выступления.

И в момент, когда только формируется замысел речи, и на дру­гих этапах подготовки выступления и, особенно, в ходе репетиции будущей речи оратор ориентируется на определенную аудиторию, соз­дает ее мысленный образ. В первую же минуту его выступления этот образ "оживает", наполняется конкретным содержанием, слушатели и оратор вступают в непосредственный контакт, начинается увлека­тельный поединок мотивов, установок, ценностей, волевых качеств и намерений, эмоций.

Чтобы максимально точно предугадать характер этого состязания и победить в нем, чтобы достичь всех трех целей, которые ставили перед оратором еще в древности (убедить, усла­дить, увлечь аудиторию), оратор должен хорошо ориентироваться в вопросах общей и социальной психологии, педагогики, владеть методикой публичного выступления. Иными словами, ему должна быть при­суща высокая психолого-педагогическая культура. Эти же науки помогут оратору выработать, развить, отшлифовать необходимые свойс­тва собственной личности, психологические качества, которые нужны для работы с аудиторией, помогут найти свой стиль, преодолеть возможные недостатки характера.

Поведение оратора на трибуне, форма его контакта со слушате­лями, методы управления их вниманием, также пути выхода из неп­редвиденных ситуаций, возникающих в ходе общения оратора и ауди­тории, определяются не только знанием психологии, но и тем, нас­колько говорящий владеет этикой ораторского труда, каков у него уровень культуры общения (коммуникативной культуры).

Таким образом, в основной перечень наук, с которыми тесно связана теория и практика красноречия, входят прежде всего

фило­софские науки (логика, этика, эстетика),

а также языкознание,

психология,

педагогика,

физиология,

актерское мастерство (пере­чень этот далеко не полон).

Изучение этих наук, применение их за­конов в публичной речи являются важной задачей оратора и обеспе­чивают необходимый уровень речевого мастерства, слагаемыми которого являются:

Формирование этих качеств и составляет предмет риторики как учебной дисциплины, поскольку, по словам Демокрита, "ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться".

Назы­вая риторику по-иному, ораторским искусством, мы все же осознаем, что природные данные, врожденный дар не играют здесь той опреде­ляющей роли, что в других видах творчества. Главным является обучение и самообразование, постижение законов и правил речевого общения, неустанная работа оратора над собой, развитие природных данных и воспитание новых необходимых качеств, постоянные упраж­нения и реальная ораторская практика.

Один из теоретиков красноречия, русский государственный дея­тель и ученый XVII в. М.М.Сперанский так определял задачу ритори­ки: «... обучать красноречию неможно, ибо неможно обучать иметь блистательное воображение и сильный ум. Но можно обучать, как пользоваться сим божественным даром: можно обучать. ... каким образом сии драгоценные камни .... очищать от их коры, умножать их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск. И вот то, что, собственно, называется риторикой».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  1. Что такое риторика? Это наука или искусство? Для кого она предназначена?

  2. Согласны ли Вы с высказыванием Плутарха: "Искусство речи - как бы второе тело, орудие, незаменимое для мужа, который не намерен прозябать в ничтожестве и безделии"? Обоснуйте свою точку зрения.

  3. Данные каких наук использует риторика? Что нужно, чтобы стать хорошим оратором?

  4. Назовите основные жанры ораторского искусства и попытайтесь определить, в чем их отличие друг от друга.

  5. Каковы основные этапы работы оратора над речью?

  6. Из чего слагается мастерство оратора?

  7. Подготовьте трехминутную речь на тему: "Зачем нужна риторика?"

ЛЕКЦИЯ 2 (4ч.)

Введение

Риторика – наука всеобщая.

Аристотель

Чем бы ни занимался человек в жизни, на каком бы поприще он ни трудился, ему приходится общаться с другими людьми. Правильная и красивая речь, умение убеждать других в истинности своего мнения, способность к корректному участию в дискуссии – все это является показателем культуры любого образованного человека и касается как устной, так и письменной речи.

Конечно, какую-то часть из указанных умений и навыков мы приобретаем интуитивно, в процессе повседневной коммуникации и +изучения различных наук. Но умения и навыки общения, приобретенные таким образом, недостаточны. Результатом осознания этого стало возникновение особой науки – риторики.

Эта наука имеет более чем двухтысячелетнюю историю. Возникнув в Древней Греции, риторика, наряду с логикой, стала одной из базовых составляющих традиции европейского образования. В последние годы, когда в нашей стране стал возможен свободный обмен мнениями между людьми по проблемам экономики и политики, искусства и образования стала настоятельно ощущаться необходимость в преподавании риторики, что привело к возрождению традиции изучения этой дисциплины в России.

Изучение риторики студентами предполагает выработку навыков, которые пригодятся Вам в дальнейшей профессиональной деятельности: грамотный поиск материала по интересующей Вас теме, его обработка, композиция и оформление результатов Ваших научных изысканий. При изучении риторики важным является не только усвоение теоретических основ красноречия, но и умение применять свои знания на практике.

Тема лекции: Этапы развития риторики. Неориторика как наука об эффективном речевом общении (из истории ораторского искусства)

Не может не быть позорным бессилие помочь себе словом, так как пользование словом более свойственно человеческой природе, чем пользование телом.

Аристотель

  1. Античные риторики

1.1.Софисты

1.2. Этос

1.3.Риторика – наука

1.3.1. Марк Туллий Цицерон

1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан

  1. Развитие теории красноречия в средние века и в новое время (эпоха Возрождения)

2.1. Средние века

2.2. Новое время (эпоха Возрождения)

3.Ораторское искусство России

4. Неориторика