I. План агитационной речи
Привлечь внимание, вызвать интерес.
Охарактеризовать предмет речи, изложить основной тезис.
Привести аргументы для доказательства тезиса.
Сделать вывод. Сформулировать призыв.
II. Примерные темы для агитационной речи
Можно научиться быть счастливым
Я люблю «русское кино»
«Вредные» фильмы
Жизнь – любовь
Не в деньгах счастье
Книга, которую каждый должен прочитать
Позвоните (напишите) родителям
Не будьте равнодушными (о понятии «чужое горе»)
Берегите здоровье
Занимайтесь спортом
Научитесь зарабатывать деньги
III. Схема оценки агитационной речи
Тема и цель.
Подходят ли они аудитории?
Введение. Интересно?
Вызывает ли желательную реакцию?
Главная часть.
Интересен ли материал?
Правильны ли доводы?
Достаточны ли аргументы?
Целесообразны ли примеры?
Заключение. Ясно?
Убедителен ли призыв к действию?
5. Произношение.
Произнесена ли речь с убеждением? Правильна ли поза?
Уместны ли жесты? Удачен ли темп речи? Есть ли речевые ошибки?
6. Советы выступающему.
IV. Памятка
Агитационная речь требует от слушателей большего, чем другие виды речи. Если она не приводит к цели – это самая горькая из всех неудач оратора. Слушатели должны отозваться на призыв тут же, на месте, и от всей души. Их нужно заставить проникнуться доверием к вам и к тому, что вы говорите, доверием безусловным и идущим от доброй воли. Слушатели должны понять вас и преисполниться нетерпением сделать все, что вы от них хотите.
Что бы ни было избрано вами во вступительной части речи, к каким бы убедительным планам и методам вы ни прибегали, каковы бы ни были ваши завершающие призывы, – все следует развивать в соответствии с той определенной реакцией аудитории, к которой вы стремитесь (П. Сопер).
Задание 22. Подберите доводы для доказательства тезиса: «Каждый должен заботиться о собственном здоровье» и запишите их. Расположите найденные вами доводы по группам, объединенным общей темой, например; «деньги», «долг». Сравните полученную вами систему доводов с приведенной ниже. Что определяет порядок расположения доводов, их количество?
Долг: 1. Человек получает здоровье от Бога (если хотите, от природы). Его долг – не портить то, что он получил, а пытаться это сохранить как дар, как богатство.
Здоровый может помогать своим близким, больной сам нуждается в помощи, истощая силы окружающих.
Здоровье нужно не только самому человеку, но и его родителям, его детям.
Труд: 1. Зачем Бог (природа) дает человеку здоровье? Чтобы он мог выполнить свое назначение в мире – трудиться на благо других и продолжать род человеческий.
2. Духовные усилия и труд не менее «требовательны» к здоровью человека, чем труд физический.
Материальные вопросы: 1. Быть здоровым выгодно. Болезнь ведет к большим денежным потерям.
2. Затраты на здоровый образ жизни меньше по сравнению с нездоровым (расходы на табак, алкоголь, на лечение и пр.).
Радости жизни: Человек, погубивший свое здоровье, не может испытывать всю полноту возможного счастья А. К. Михальская. Основы риторики.
Задание 23. Продумайте и запишите систему доводов для доказательства тезиса: «образованный человек – полезный человек».
Задание 24. Проведите ролевую игру «Ночное дежурство».
Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.
В офисе фирмы «С» вышла из строя сигнализация. В помещении офиса находится большое количество материальных ценностей (оргтехника, выставочные экземпляры товара и т. д.). На ремонт сигнализации потребуется неделя. Свободных средств для того, чтобы нанять вооруженную охрану, на счету фирмы нет. Нужно организовать ночное дежурство силами работников фирмы.
Директор фирмы (один из студентов группы) проводит собрание трудового коллектива (остальные студенты), информирует сотрудников о создавшейся ситуации и предлагает свой вариант выхода из нее. Цель директора – убедить сотрудников в необходимости организовать ночное дежурство, провести это дежурство по предлагаемой им схеме. Сотрудники выступают на собрании, соглашаясь/не соглашаясь с предлагаемым директором вариантом выхода из создавшейся ситуации в соответствии с предварительно выбранной позицией речевого поведения (конструктивная, соглашательская, демагогическая).
Собрание заканчивается голосованием, в ходе которого выясняется, удалось ли директору убедить сотрудников в правильности предлагаемого им варианта решения проблемы.
Задание 25. Проведите ролевую игру «Финансирование идей». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ситуации.
Вы, директор недавно образованной фирмы, хотите взять беспроцентный кредит в банке. Для того чтобы получить кредит, вам нужно победить в конкурсе коммерческих проектов, убедив директора банка (преподавателя), что именно ваша фирма достойна кредитования. В речь необходимо включить следующее: название фирмы, вид деятельности, имидж; состояние дел на сегодняшний момент, достижения, планы, перспективы; источники финансирования.
Коммерческий проект, набравший максимальное количество баллов (из 10 возможных), получает кредит.
Задание 26. Проведите ролевую игру «Благотворительность». Подготовьте убеждающую речь по предлагаемой ниже ситуации.
Ораторы – представители благотворительных организаций – выступают перед аудиторией (бизнесмены, студенты, госслужащие – по выбору выступающего), убеждая пожертвовать деньги на какой-либо проект – частная школа, коммерческий банк, рок-концерт и др. После выступления каждого оратора слушатели жертвуют определенную сумму денег – 10, 30 или 60 рублей (сумма записывается на листке бумаги). Можно жертвовать только эти суммы.
Побеждает набравший больше пожертвований.
Задание 27. Подготовьте небольшое (2-3 мин.) выступление по одной из приведенных ситуаций. Ваша цель – воодушевить слушателей.
Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торжественном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодарность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите создать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить идеей духовного и экономического возрождения России.
Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, достижения трудового коллектива, вы желаете создать у слушателей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудовой энтузиазм.
Задание 28. Подготовьте воодушевляющую речь на одну из предложенных тем:
Все еще только начинается! (Речь по случаю окончания школы, института).
Две судьбы – одно счастье (Речь по случаю годовщины свадьбы).
Мир вашему дому! (Речь по случаю бракосочетания).
Я верю в будущее России (Предвыборная речь кандидата в депутаты).
Задание 29. Подготовьте приветственную (воодушевляющую) речь (3-4 мин.). Выберите событие, которому будет посвящена ваша речь (ЮБИЛЕЙ ЛИЦА, ОРГАНИЗАЦИИ; ВСТРЕЧА ДЕЛЕГАЦИИ; ВРУЧЕНИЕ НАГРАДЫ; ОТКРЫТИЕ ПАМЯТНИКА, МЕМОРИАЛЬНОЙ ДОСКИ; НАЧАЛО РАБОТЫ СЪЕЗДА, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМА; ПАМЯТНАЯ ДАТА И Т. П.). Определите аудиторию, для которой предназначена ваша речь. Так как главная задача приветственной речи – создать приподнятое, праздничное настроение, вдохновить, воодушевить слушателей, (обратите внимание на эмоциональность вашей речи,
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии