logo search
М-ка Узлова

5. Высший пилотаж: пишем заключение

Должен констатировать, что большинство студентов, к сожалению, не умеют писать «заключение». Причин тут может быть несколько: во-первых, их этому не научили, во вторых, к данной части работы многие относятся как к пустой формальности: выводы сделаны, гипотезы доказаны, чего еще надо? К тому же считается, что заключения никто не читает. Вместе с тем, именно, прочитав заключение, можно в целом получить представление о работе в целом.

В написании «Заключения» есть свои тонкости. Помните, в самом начале нашего разговора я указывал, что «Введение» корригируется при написании «Заключения». Вот мы и дошли, что называется, «до ручки».

В сущности, во «Введении» мы по большому счету детально описываем цель, а в «Заключении» - результат: что было и что стало. Опять кратко: актуальность – остается ли выбранная тема по-прежнему актуальной после нашего вклада в разработку проблемы; и проблема исследования – по-прежнему значима? Цель достигнута, и если нет – то почему? Причин может быть много, например, в разрешающей способности методик, объеме выборки, условиях эксперимента и т.п.

Если цель не до конца достигнута, не надо рвать на голове волосы: научный поиск – это бесконечный процесс, и ваше исследование позволило внести скромный вклад, какую-то толику в разработку данной проблемы. Возможно, следующее исследование с применением других методик позволит более полно ее раскрыть. Следует констатировать, какие гипотезы доказаны или опровергнуты, какие значимые результаты, новое знание получены и т.д.

Таким образом, вы пишете ваше «Заключение», имея перед глазами «Введение». В данном разделе обязательно надо указать на перспективы дальнейших разработок в этом направлении или отметить, что данный путь научного поиска является тупиковым и т.д.

Некоторые студенты достаточно формально подходят к «Заключению»: разработка данной темы является актуальной по таким-то признакам, существует проблема, требующая разрешения. Поставленная цель достигнута, гипотезы доказаны и все в этом духе. Получается довольно таки примитивно.

Другой ошибкой студентов в написании «Заключения» является подмена описательных категорий отчетом о ходе исследования: сперва - изучена литература по данной теме, затем - проведено самостоятельное исследование, получены такие-то результаты.

Опять же, хочу подчеркнуть, что «Заключение», как и «Выводы» - это умозаключение более высокого, «мета»-уровня, в известной степени приближающееся к философскому рассуждению. На мой взгляд, умение писать заключение свидетельствует об интеллектуальной культуре и ментальной дисциплине исследователя.

Привожу в качестве примера «Заключение» из ВКР студентки Л.П.Протасевич (2008) «Формирование карьерных ожиданий студентов-психологов БФ ПГУ с учетом их личностных особенностей»

«Существующие в настоящее время тенденции на рынке труда показывают, что имеет место перепроизводство ряда специалистов, таких как юристы, экономисты, бухгалтера и др., что затрудняет трудоустройство выпускников вузов, желающих работать по профилю специальности, полученной в вузе. К этой же категории приближаются и психологи. Только в г.Березники в БФ ПГУ в последние годы выпускается в среднем до 50-60 чел. по специальности 030301 «Психолог. Преподаватель психологии», что заметно превышает потребности бюджетной сферы. Вместе с тем, никто из выпускников не остается без работы и находит свое применение в смежных областях – администрирования, управления, бизнесе, торговле. Анализ литературы показывает, что на выбор карьерных предпочтений оказывают влияние многие факторы, среди которых авторы указывают на такие базовые параметры, как мотивация, уровень притязаний, локус контроля и личностная предиспозиция. Кроме того, социологи указывают на неадекватно завышенные амбиции выпускников вузов относительно их будущей заработной платы.

Целью настоящей работы было изучение карьерных ожиданий студентов-психологов старших курсов БФ ПГУ. Указанная цель, в основном, достигнута. Нам не удалось получить исчерпывающих сведений о внутренней структуре карьерных ожиданий студентов, исследование позволило, однако, уточнить ряд теоретических и практических моментов, имеющих отношение к построении карьеры. В частности, удалось подтвердить мнение В.К.Гербачевского о том, что уровень притязаний, обнаруживаемый экспериментально, проявляет себя и в реальной жизни, что позволило сформулировать гипотезу о том, что он может рассматриваться как один из основных элементов в структуре карьерных ожиданий. Проверке подвергалась также профориентационная надежность систематики Майерс-Бриггс и прогностическая возможность опросника Кейрси.

В ходе данного исследования выдвинутые нами гипотезы нашли лишь частичное подтверждение.

Вместе с тем, исследование показало, что вопросам построения карьеры уделяется незначительное внимание в учебной и воспитательной работе вуза. Студенты мало осведомлены о возможных вакансиях, их ожидания носят пессимистический характер, притязания по поводу своей заработной платы крайне занижены, они слабо представляют, как можно продвинуться на основе выбранной профессии и стать не только высококвалифицированным, но и высокооплачиваемым специалистом.

Продолжение данной работы вижу в перспективе изучения психологической структуры карьерной готовности выпускников БФ ПГУ, аналогично исследованиям, уже проведенных в других вузах и регионах страны».

«Заключение» гармонично связано с такими аспектами работы, как ее внедрение и разработкой практических рекомендаций.

Практическая ценность работы

Любое научное исследование должно иметь практическую направленность, т.е. отвечать на вопрос, где могут быть использованы результаты работы. Их оценка во многом зависит от глубины проработки использованных источников (обзорно-аналитическое исследование), качества описания нового психологического феномена (эмпирическое исследование), оригинальности предложенных автором психодиагностических или психокоррекционных техник (методическое исследование) и т.п. Даже если работа выполнена формально, ради оценки (а такие случаи далеко не редки) и в ней в стотысячный раз исследуются набившие у всех оскомину «ситуативная и личностная тревожность», «способы поведения в конфликте », «стили руководства » разной категории испытуемых, ее практическая значимость неоспорима, например, для учреждения, где указанное исследование проводилось.

Практическая ценность исследования описывается с помощью следующих лингвистических оборотов: «материалы данной работы могут быть использованы… в подготовке лекций для…, в разработке курса…, в консультативной практике…, психотерапевтической работе с…, оказании психологической помощи лицам…, построении модели взаимодействия… и т.п.». Выход в практику возможен и путем разработки конкретных рекомендаций.

Приводим пример из уже цитированной ВКР студентки Н.В.Соломиной, посвященной изучению фактора маскулинности-фемининности при женском алкоголизме:

Рекомендации для врачей

по работе с женщинами, страдающими алкогольной зависимостью

1. При сборе анамнестических сведений следует обращать внимание на социально-психологические характеристики поступающих для лечения женщин. Такие признаки, как повышенная конфликтность в быту, агрессивные тенденции, приводы в милицию, хулиганские действия, нарушение правопорядка и т.п. могут свидетельствовать о наличии маскулинных черт в характере, которые в дальнейшем будут определять отношение к болезни, лечению и прогнозу.

2. В качестве отборочного теста для экспресс-диагностики особенностей полоролевого поведения может быть рекомендован опросник половых ролей Сандры Бем BSRI.

3. При использовании опросника BSRI следует обратить внимание на четыре тенденции: к маскулинности, фемининности, андрогинии и недиференцированности полоролевых различий. Указанные характеристики могут иметь значение для организации психотерапевтической помощи женщинам, страдающим алкогольной зависимостью.

4. Для более углубленного изучения личности женщин, больных алкоголизмом, может быть рекомендован опросник СМИЛ, в котором прогностическое значение имеет выраженность показателей по 9-й шкале, отражающая уровень алкогольной анозогнозии.