2. Испытуемые (описание выборки)
Очень важно, чтобы контингент испытуемых по своим психологическим и социально-демографическим характеристикам соответствовал целям исследования.
Во-первых, количество испытуемых должно быть достаточным для того, чтобы выявить какие-либо общие для них особенности, хотя бы в процентном соотношении («из 49 опрошенных отцов 29 чел. (59,2 %) используют автократический стиль воспитания…»), либо установить общие (статистические) закономерности или различия («… в то время как опрос 62 матерей показал, что данному стилю воспитания привержены всего лишь 21 чел. (33,9 %). Различия статистически достоверны при p< 0,001»).
Студенты всегда задают вопрос: а какое количество испытуемых может считаться достаточным? Ответ на этот вопрос однозначен: все будет зависеть от «чистоты выборки». А это означает, что испытуемые должны быть максимально приближены и выверены (особенно это касается опытной и контрольной групп) по возрасту, полу, образованию, социальному статусу, интеллекту, семейному положению и другим значимым социально-демографическим показателям – тем параметрам, которые будут, так или иначе, оказывать влияние на психологические характеристики испытуемых и закономерности, которые мы хотели бы установить.
Например, вы изучаете локус контроля подростков с девиантным и нормативным поведением. Выборка девиантных подростков составляет 50 чел. Возраст – от 12 до 17 лет, причем имеется преобладание возрастной категории 13-14 летних (64,8 %). Среди респондентов 6 девушек в возрасте 14-15 лет. Все испытуемые состоят на учете в ИДН (кражи, хулиганские действия, употребление алкогольных напитков).19 подростков происходят из полных семей, 18 воспитываются матерью и отчимом, 13 – только матерью.
Контрольная группа испытуемых также включает в себя 50 чел. Это учащиеся двух девятых классов общеобразовательной школы. Средний возраст составляет 14,3 лет. Мальчиков – 29 чел., девочек – 21 чел. 24 подростка имеют обоих родителей, 15 воспитываются матерью и отчимом, и лишь 11 – матерью-одиночкой.
Как видно из приведенного примера, в обеих группах мы сможем измерить локус контроля, используя опросники Роттера, УСК и др., однако установить достоверность различия в его проявлении – нет, поскольку слишком большим является «разброс» по критериям пола и возраста (относительно близкие характеристики выявлены лишь по признаку «полноты семей»). Этот факт мы не можем не принимать во внимание, поскольку общеизвестно, что девочки в целом более нормативны и законопослушны по сравнению с их сверстниками-мальчиками, и что делинкветное поведение у мальчиков начинает проявлять себя в более раннем возрасте. Отсюда, между прочим, вытекает еще одна проблема: о локусе контроля девочек с девиантным поведением известно куда меньше, чем мальчиков. Напрашивается вывод: чтобы достигнуть цели исследования, надо увеличить выборку таким образом, чтобы появилась возможность сравнения по половому («добрать» девочек-девиантов 14-15 лет до 25-30 чел.), либо поло-возрастному признаку, выделив возрастные группы и мальчиков, и девочек 12-13 лет, 14-15 лет и старше. Понятно, что выборка начнет расширяться до 150-200 чел., но ведь и работа приобретет более солидный статус! Более скромные результаты можно получить и на том материале, который у вас уже имеется, но при этом придется переформулировать тему: предметом исследования становится особенности локуса контроля у мальчиков с девиантным поведением в возрасте 13-14 лет. При этом контрольная группа «добирается» или «разбавляется» восьмиклассниками.
Научную работу можно выполнить и на анализе конкретного случая. Примеров тому в истории психологии – множество: «случай Анны О.», демонстрирующий «эротизированный перенос», «случай маленького Ганса», показывающий каким образом проявляется Эдипов комплекс при детских неврозах (З.Фрейд); «случай Элен Вест» как образец блестяще проведенного экзистенциального анализа (Л.Бинсвангер); «история Ш. - человека, обладавшего уникальными способностями – сверхпамятью и синестезией, описанная А.Р.Лурия в его «Маленькой книжке о большой памяти» и др. Однако в исследованиях такого рода используется другой – феноменологический подход, а не экспериментальный. Владение описательным жанром также необходимо, как и умение грамотно использовать в работе методы математической обработки. Нередко хорошо представленная иллюстрация говорит об изучаемом явлении гораздо больше, чем сухой язык формул или коэффициентов корреляций.
В связи с этим следует отметить, что в описании выборки важно привести не только «количественные показатели», но и качественные характеристики испытуемых. Так, описывая выборку девиантных подростков, следует указать, в чем именно проявляются их отклонения, какова их представленность в общей структуре противоправного поведения (в процентном соотношении), некоторые иные социально-психологические характеристики. Поскольку предметом исследования является локус контроля, полезно отметить, каким образом эти подростки принимают на себя ответственность. Такие сведения можно получить на основе изучения личных дел, интервью, наблюдения, анкетирования и проч. В дальнейшем это поможет создать обобщенный психологический портрет подростка с девиантным поведением, или его варианты (экстернал, интернал или амбиент).
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация