logo search
ОРКД 1 курс установка

Научный стиль речи

Собственно-научный

Научно-информационный

Научно-справочный

Учебно-научный

Научно-популярный

жанры

монография

статья

доклад

реферат

аннотация

патентное описание

словарь

справочник

каталог

учебник

словарь

методич. пособие

лекция и др.

очерк

книга

лекция

статья

Поясним таблицу.

Собственно-научные тексты. В них обязательно должно содержаться новое знание.

Они наиболее сложны для восприятия, поскольку предполагают полную осведомленность читателя в описываемой проблеме: автор не должен, например, объяснять значение общепринятых терминов. Собственно0научные тексты различаются объемом – выражается ли новая концепция – диссертация или решается частный научный вопрос – статья. Также объем работы определяется областью научного знания: тексты гуманитарные более «многословные», нежели естественнонаучные.

Научно-информационные тексты. Их особенность состоит в том, что они в краткой форме должны изложить основные идеи, содержащиеся в «большом» научном тексте. Таким образом, научно-информационные тексты являются текстами вторичными – они создаются в результате переработки других текстов.

Научно-справочные тексты. Дают читателю возможность найти информацию по интересующему его вопросу в данной области знаний. В связи с этим моделью справочного текста является список тем, перечисленных в алфавитном порядке. Особенности организации самой статьи в научно-справочных текстах определяется тем, какая область знания описывается справочным изданием. Обычно словарная статья состоит из заголовка, основного содержания и библиографии.

Учебно-научные тексты. Их особенности связаны с тем, что их читатели неспециалисты. Отсюда содержание не должно быть сложным для восприятия, информация должна вводиться последовательно: от простого к сложному, так, чтобы учащийся смог проследить логику данной науки. Каждый новый термин должен объясняться.

Научно-популярные тексты. Они во многом похожи на тексты учебно-научные: в них о сложных проблемах повествуется простым языком. Очень многие научно-популярные тексты используются в качестве учебной литературы.

  1. Основные качества научной речи

Для научной речи характерны следующие качества:

объективность, которая проявляется

1) - в изложении разных точек зрения на проблему;

2) - в отсутствии субъективизма при передаче содержания;

3) - в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания;

логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);

доказательность - научная речь состоит из цепочки рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;

точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов;

обобщенность и отвлеченность (абстрагирование), которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголом, общенаучные слова: вопрос, проблема, имена существительные с абстрактным значением), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во вневременном значении: используются, относятся и безличные глаголы: следует считать), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения часто указывают на страдательные обороты);

насыщенность фактической информацией.

Языковые средства, используемые в научной речи, от­ражают ее стремление к точности, объективности, логич­ности, абстрактности.

В лексике научного текста очень много терминов, например: атом, индукция, плюрализм. Став термином, многозначное слово теряет возможность употребляться в нескольких значениях, например: союз, предложение, обстоятельство, дополнение — в лингвисти­ке. Стремление к абстрактности определяет употребитель­ность (частотность) слов с отвлеченным значением. Лек­сический состав научного стиля формируется за счет нейт­ральных общеупотребительных слов, а также соответ­ствующих книжных слов. Слова сниженных стилистичес­ких пластов в научном тексте не используются, так же как и слова, имеющие субъективно-эмоциональную окраску.

Морфологические средства отбираются с учетом их соответствия основным требованиям стиля—обобщенности, абстрактности. Употребительными глагольными формами являются формы настоящего времени третьего лица, т. е. настоящее вневременное, постоянное, например:

Существительные склоняются. Соль растворяется. Пер­вое место по степени употребительности принадлежит существительным среднего рода; а из форм падежа — родительному. Большое количество прилагательных в научной речи порождено обилием двухсловных терминов (сложное предложение, глухие согласные) и необходи­мостью описать все признаки предмета наиболее детально.

Синтаксической чертой научного стиля является ис­пользование пассивных конструкций — в роли подлежа­щего выступает не производитель действия, а объект, например: Нами рассмотрены предложения с однородны­ми членами. В научной речи употребительны глаголы с суффиксом -ся, а также краткие страдательные при­частия. Широко распространены в научном стиле без­личные и инфинитивные предложения в роли главной , части сложноподчиненного предложения (необходимо за­метить, что; может показаться, что). Среди сказуемых преобладают составные именные, причем связка часто "опускается, например: Подлежащее — главный член предложения. Логичность научной речи обусловила упо­требительность в ней сложных предложений с союзами, подчеркивающими смысловые отношения между частями предложения (так как, чтобы, однако). При этом в боль­шинстве случаев главные части информативно не яв­ляются главными, так как основное содержание передает­ся придаточной частью, например: Известно, что учение о трех стилях восходит к глубокой древности.

Логичность изложения в научном тексте подчерки­вается специальными средствами—вводными словами (во-первых, наконец), словосочетаниями и предложения­ми (как уже было указано).

В отличие от разговорной, в научной речи порядок слов в предложении отражает логическую последовательность мысли — от темы сообщения к самому сообщению, от известного к неизвестному, например: Устная речь — это основной вид сообщения (книжн., научи.). Пятерку по алгебре я получила (разг.).

Одно из важнейших качеств научной речи - стремление к объективности - связано с умением использовать в своем исследовании научные наработки своих предшественников. Поэтому для студента очень важным умением является правильное оформление (в сносках или в списке) выходных данных использованной литературы.

Оформление выходных данных научных работ

МОДЕЛЬ 1

Выходные данные книги

Фамилия И.О. Название книги. - М: Феникс, 1999. - 356 с.

Образцы:

1. Толстая Т.Н. День. - М.: Подкова, 2002. - 416 с.

Трессидер Дж. Словарь символов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 448 с. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М.; Воронеж, 2002. - 432 с

МОДЕЛЬ 2

Выходные данные статьи из сборника научных трудов

Фамилия И.О. Название статьи // Название сборника / Под ред. проф. В.Ф. Черных. -Саратов: СГТУ, 1999. - С. 35-39. Образцы:

1. Ланцова А.С. Функции невербальных компонентов в речевом общении //

Стратегии и практики коммуникации в современном обществе: В 2 ч. -Саратов: Научная книга, 2004. -4.2. -С. 81-85.

2. Плюснина Т.Д. Ораторское искусство и риторика в системе гуманитарной

подготовки магистров технических вузов // Проблемы формирования

современной языковой личности в образовательной системе вузов негуманитарного профиля: Тез. докл. Всерос. научно-практ. конф. - СПб., 2001.-С. 12-13.

МОДЕЛЬ 3

Выходные данные статьи из научного журнала

Фамилия И.О. Название статьи // Название журнала. - 1999. -№3. - С. 35-39. Образец:

Дунаевская О.В. Несколько слов о современном термине // Русская речь. -1998. -№1. -С. 15-17.

МОДЕЛЬ 4

Выходные данные автореферата диссертации

Фамилия И.О. Тема диссертации: Автореф. дис. ... канд. техн. наук / Сарат. гос. техн. ун-т.-Саратов: СГТУ, 2003. - 24 с. Образец:

Батрак В.И. Повышение долговечности кинематических пар транспортных

машин: Автореф. дис......канд. тех. наук / Оренбург, гос. ун-т. - Оренбург,

1997.-13 с.

Примечания:

1. Имя и отчество автора в инициалах указываются после (!!!) фамилии.

2. Названия работ, так же как и названия журналов и сборников научных трудов, даются без кавычек.

3. Место выхода книги (город) указывается только в модели 1. При этом подлежат сокращению только: Москва (М.), Санкт-Петербург (СПб.), Ростов-на-Дону (Ростов-н/Д.). Остальные города указываются полностью.

4. Названия издательств не ставятся в кавычки.

5. При указании года издания буква «г» (год) отсутствует.

6. При оформлении выходных данных извлеченного источника (модели 2 и 3) указываются страницы, на которых он расположен: пишется заглавная «С» с точкой, далее следуют номера страниц. В варианте оформления целостного источника (модели 1; 4) указывается общее количество страниц, после чего пишется строчная «с» с точкой, указывающей на сокращение.

Другое, не менее важное свойство научной речи - логичность — проявляется прежде всего в целесообразно организованной структуре любой научной работы.

Композиция научного текста

Введение должно быть кратким и точным. В нем обосновывается выбор темы исследования, формулируется цель работы. Нередко цель работы формулируется в виде тезиса. ТЕЗИС - это стержень речи, который автор постоянно держит в памяти, чтобы сохранить смысловое единство речи. Тезис содержит сжатый определенный ответ на основной вопрос, обсуждаемый в тексте. При создании тезиса речи необходимо следить за четкостью и грамотностью оформления формулировки: в ней не должно быть двусмысленности, многозначности компонентов.

Основная часть текста монографии (курсовой, дипломной работы) членится на главы в соответствии с задачами работы. В небольшой по объему статье части не выделяются, но каждая новая мысль оформляется в новый абзац. По сути, абзацы основной части научной статьи представляют собой отдельные аргументы в защиту тезиса.

Заключение имеет форму выводов, соответствующих этапам исследования, либо форму краткого резюме.

.

При анализе логической структуры научного текста необходимо соблюдать следующую последовательность операций при вычленении тезиса: 1) внимательное чтение текста и выделение основных смысловых частей; 2) формулирование основной мысли в каждой части; 3) формулирование основной мысли всего теста, объединяющей все смысловые части в целое высказывание.