Теоретико-методологическая основа исследования
Теоретико-методологическая основа (ТМО) исследования - это фундамент, база научной работы. Значимость этого раздела чрезвычайно велика. Во-первых, он указывает на теоретическую ориентацию автора, его приверженность той или иной научной концепции, дает обоснование опоре на определенные уже устоявшиеся представления об объекте и предмете исследования. Во-вторых, указывает, что исследователь хорошо знаком с выбранной им научной проблематикой и публикациями в этом направлении. В-третьих, служит обоснованием для выбора адекватного данному исследованию психодиагностического инструментария.
Приводим в качестве примера ТМО из диссертационной работы доцента кафедры психологии БФ ПГУ М.Н.Семеновой. См.: Семенова М.Н. Ментальные репрезентации времени и пространства: автореф. дисс…канд. психол. наук: 19.00.01 /Семенова Марина Николаевна; [Уральский государственный университет] - Екатеринбург: УрГУ, 2008. – 22 с.
В качестве теоретико-методологических оснований выступают: системный подход, предполагающий изучение предмета психологического исследования как целостной, многомерной, многоуровневой реальности (Б.Ф. Ломов, В.А. Ганзен, П.К. Анохин); субъектный подход, где признается активная роль человека в реализации своих многообразных отношений с окружающим миром (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский); положения когнитивной психологии о ментальных внутренних репрезентирующих структурах (Дж. Брунер, У. Найсер, Б.М. Величковский, Е.С. Кубрякова и др.). В основании исследования лежат теоретико-эмпирические позиции психосемантики (Е.Ю. Артемьева, В.Ф. Петренко, Ю.К. Стрелков, В.П. Серкин) и направления «психология познания в области психологии» (Е.В. Левченко).
Теоретико-методологическое основание является обязательным, особенно в выпускной квалификационной работе.
-
Содержание
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация