1. Выбор темы исследования
Темы научных работ студентов обычно задаются кафедрой, и они могут быть сформулированы научными руководителями достаточно широко, например «копинг-поведение у подростков», однако при последующих консультациях с преподавателем темы могут быть переформулированы ближе к предмету исследования: например, «сравнительное изучение половых различий копинг-стратегий младших подростков» и т.п.
Тема – это краткая словесная формулировка проблемы исследования. Основным критерием при выборе темы исследования служит научно-практический интерес студента. Особенно это касается тем ВКР, когда студенты на протяжении ряда лет целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, защищали КР, участвовали в научно-практических конференциях, имели публикации по избранной теме исследования.
Тема исследования должна быть:
-
актуальной;
-
учитывать потребности психологической науки и практики;
-
в достаточной степени обеспеченной источниками и литературой;
-
узко направленной;
-
грамотно сформулированной.
Итак, как вы уже, наверное, поняли, при формулировке темы курсовой следует избегать выбора широких проблем, поскольку их разработка требует специальных знаний, умений, опыта, времени и др. Например, такая тема в обзорно-аналитическом исследовании, как «Роль темперамента в психическом развитии», должна быть представлена как многотомная монография, в подготовке которой принимают участие целый коллектив авторов. Но в названии студенческой работы может быть узко заявленная тема «Взгляды Я.Стреляу на роль темперамента в психическом развитии».
Аналогичным образом должны быть переформулированы темы, имеющие в своем названии широкий контекст, исходя из принципа «от общего к частному», например: «Агрессивное поведение младших школьников» в «Особенности проявления вербальной агрессии у младших школьников»; «Психологические приемы в телевизионной рекламы» в тему «Фигура и фон в рекламном сообщении» и т.п. При разработке узких, конкретных тем иногда кажется, будто писать не о чем, нет достаточной литературы, трудно сформулировать гипотезу и т.д. Однако именно такое, узко направленное исследование представляет собой наибольшую научную ценность и, наоборот, работы, которые посвящены широким темам, часто бывают поверхностными и мало интересными, зачастую повторяющие прописные давно известные истины.
2. Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований в научной работе. Актуальность может быть определена как значимость, важность, злободневность, приоритетность среди других тем и событий. Выделяют два аспекта актуальности темы – теоретическую и практическую.
Теоретическая актуальность обусловлена наличием проблемы в той или иной области научного знания, когда накопилось много фактов, требующих теоретического обобщения или, наоборот, существует потребность в новых фактах, которые бы позволили расширить теорию. В качестве примера можно привести исследования, посвященные «циклу семьи», на которые мы уже ссылались выше. Те специфические особенности российской семьи, на которые указывает А.Я.Варга [Основные направления современной психотерапии /под ред. А.М.Боровикова.- М.,2000.- С.180-223], будут иметь свое преломление в мегаполисах и в глубинке, с точки зрения социально-экономических, этнических и других условий.
Практическая актуальность определяется наличием практических задач в жизни общества, решение которых без дополнительных научных исследований или разработок невозможно. Это может быть связано с более широким использованием психологических знаний в практической деятельности специалистов других профессий, внедрением психотехнологий (например, в рекламе, бизнесе, паблик рилейшнз и др.); созданием эффективных психодиагностических и психокоррекционных методов. Например, война во Вьетнаме высветила такую серьезную проблему для ветеранов, как посттравматический и пост-военный стрессовый синдром, что потребовало разработки как диагностического инструментария, так и целой системы реабилитационных мероприятий, что сейчас стало актуальным и для России, сначала в связи с событиями в Афганистане, а затем в Чечне.
- Предисловие
- 1. Когда курсовая или выпускная квалификационная работа становится проблемой
- 2. Общие положения и требования
- 3. Виды курсовых и выпускных квалификационных работ
- 6. Экспериментально-теоретическое исследование (эти)
- 4. Пишем обзорно-аналитическую работу
- Экспериментально-теоретическое исследование: это должен уметь делать каждый
- 5.1. Глава первая – обзорно-аналитическая
- Глава 1. Обзорно-аналитическая
- Глава 2. Эмпирическое исследование. Выводы
- 5.2. Введение
- 1. Выбор темы исследования
- 3. Постановка проблемы
- 4. Объект исследования
- 5. Предмет исследования
- 6. Цель исследования
- 7. Формулирование гипотезы
- 8. Задачи исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методы исследования
- Научная новизна исследования
- Практическая значимость результатов работы
- Внедрение результатов исследования
- Достоверность и обоснованность результатов исследования
- База исследования
- Понятийный аппарат
- Структура работы
- 18. Аббревиатуры
- 5.3. Глава вторая: делаем науку – проводим самостоятельное исследование
- 1. Организация исследования
- 2. Испытуемые (описание выборки)
- 3. Методы исследования и использованные методики
- 4. Результаты исследования и их интерпретация
- В обучении в разных группах (2003/04 уч. Год)
- 5. Высший пилотаж: пишем заключение
- 6. Библиография: когда надо быть скурпулезно точным
- Литература
- Приложения
- 7. Содержание
- 8. Титульный лист
- Мелочи и тонкости, которые следует учесть
- Презентация