Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Упражнение 1
Укажите возможные варианты переноса приводимых ниже слов. Выделите слова, не подлежащие переносу.
Азот, акация, аллея, безысходный, выжженный, выжечь, вьюжный, диаграммка, дрожжи, ехать, зашли, землетрясение, изюм, компромиссный, контригра, объявление, одежда, пропуск, пустяк, разыграть, разъезд, стройка, улей, якорь.
Упражнение 2
Выберите из заключённых в скобки слов подходящие для каждого из попарно приводимых предложений и поставьте в нужной форме вместо точек.
Луна – спутник …. Эта …. непригодна для посевов.
(Земля, земля). 2. Всё дальше на…. уходила экспедиция. Полярная станция … работает с декабря 1957 года (Восток, восток). 3. Туристы рассматривали развалины … Рима. В средней школе изучается история … Рима (Древний, древний). 4. Московский … - древнейшая и центральная часть Москвы. Центральная часть древнерусских городов, обнесённая крепостными стенами с башнями, называется … (Кремль, кремль). 5. Встреча молодых поэтов с мастерами слова состоится в …. Журналистов. В этом …. не было ремонта уже много лет (Дом, дом). 6. На …. дети собирали цветы и ловили бабочек. В Ясной … организован музей Л. Н. Толстого (Поляна, поляна). 7. Зацвели липы на … бульварах. Закончились экзамены в …. государственном университете (Московский, московский). 8. В произведениях К.Г. Паустовского ярко отражено своеобразие … края. Большой интерес для диалектологии представляют … говоры (Мещёрский, мещёрский). 9. Переломным моментом в … войне была Полтавская битва. Войска продвигались в … направлении (Северный, северный). 10. Про храброго человека говорят, что у него …. Во время 3-го крестового похода Ричард …. захватил остров Крит (Львиное Сердце, львиное сердце).
Упражнение 3
Обоснуйте выбор прописной или строчной буквы.
1. Проказница (М, м)артышка, (О, о)сёл, (К, к)озёл да косолапый (М, м)ишка затеяли играть квартет (Кр.). 2. При сторожке находилась чёрная собака неизвестной породы, по имени (А, а)рапка (Ч.). 3. Работники (В, в) оронежского заповедника однажды были удивлены каким-то странным (О, о) леньим следом (Песк.). 4. Голодная кума- (Л,л)иса залезла в сад (Кр.). 5. Лысые (Г,г)оры, именье (Б,б)олконского, находились в шестидесяти верстах от (С,с)моленска, позади его, и в трёх верстах от (М,м)осковской дороги (Л.Т.). 6. В (О,о)ружейной (П,п)алате наряду с иконописцами работали живописцы. 7. Всего более водилось в озере (О,о)куней и особенно (Л,л)ещей (Акс.). 8. Чему я научился на (С,с)оловках? Прежде всего я понял, что каждый человек – человек (Лих.). 9. Два года назад владелицей её была вдова ювелира Анна Францевна де (Ф,ф)ужере (Булг.). 10. Вследствие этого смертный приговор (Г, г)а-(Н, н)оцри, вынесенный (М, м)алым (С, с)инидрионом, (П, п)рокуратор не утверждает (Булг.). 11. Ай, (М, м)оська! Знать она сильна, коль лает на (С, с)лона (Кр.). 12. Наказал (Б, б)ог народ – нагнал воевод (Посл.). 13. Молодой моряк (В, в)селенной, мира древний дровосек, неуклонный, неизменный, будь прославлен (Ч, ч)еловек! (Брюс.)
Упражнение 4
Исправьте орфографические ошибки в тексте.
«Слово о полку Игореве»
Современые писатели гордятся меткастью своих сравнений, сходством внешним. А среднивековые писатели стремились увидить за внешним сущносное. Внутрения сущность прорывалась через внешние сходство – цыплёнок выходил из скорлупы яйца…
Когда автор «Слова о полку Игореве» сравнивает Ярославну с Кукушкой, он видит в ней не просто птицу, а мать, у каторой сын находиться в чужём гнезде – в гнезде кончака.
Лебедь в «Слове» – всегда видение придсмертное.
И тогда, когда бегущие от русских паловецкие телеги кричат по лебединному. И тогда, когда Дева Обида бъет лебедиными крылами на синем море – том самом, от куда двигались паловецкие полки на встречу игоревой рате.
Ярославна не случайно обращается с мальбой в своём плаче к Солнцу, Ветру, Днепру, то есть к трём из четырёх стихий: свету, воздуху, воде. Ей ненадо обращатся к земле, ибо она сама Земля, то есть родина. Земля не можит быть враждебной. Сонце же сперва придупреждало Игоря, а потом скрутило жаждою луки игоревых воинов. Ветер гнал от моря на руси тучи и подхватывал паловецкие стрелы, что бы донести их до Игоря. Днепр могбы помоч насадам Святослава достич места битвы, но не помог.
И вот в ответ на мольбу Ярославны сонце, предъупреждающее Игоря тьмою, этой же тьмою скрывает беглецов Игоря. Ветер смерчами идёт от моря на станы полавцев. Днепр, главная из русских рек, саюзными ему реками памогает Игорю в бегстве на русскую землю.
(По Д. Лихачёву)
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ……………………………………………… 4
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………6 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ…………………………………………………. .9
Правописание корней с чередующимися гласными ……………… 9
Правописание приставок пре- при- ……………………………14
Правописание О, Е, Ё после шипящих и ц ……………………18
Правописание личных окончаний глагов …………………..23
Образование причастий и правописание
суффиксов причастий …………………………..........................30
Правописание Н, НН в прилагательных и
причастиях ………….... 35
Правописание Н, НН в кратких
прилагательных и причастиях ………….... 46
Правописание Н, НН в существительных ………………….. 49
Правописание частиц НЕ и НИ ……………………………… 52
Правописание приставки НЕ и частицы НЕ…………………60
Правописание сложных слов ………………………………… 74
Правописание сложных существительных………………… 78
Правописание сложных прилагательных …………………… 81
Правописание наречий………………………………………. 90
Правописание предлогов и союзов…………………………….99
Ответы к упражнениям……………………………………… 109
Литература………………………………………………………120
ЧАСТЬ ВТОРАЯ ……………………………………………….121
Упражнения…………………………………………………… 121
- Русский язык. Трудные случаи орфографии Справочник и практикум
- Часть I правописание корней с чередующимися гласными
- 3. Чередование а(я) /им, ин
- Тренировочные упражнение
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание приставок при-, пре-
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание -о-е-ё- после шипящих и ц
- 1. Буквы ё, о после шипящих в корнях слов
- 2. Буква о, е, ё в суффиксах и окончаниях разных частей речи после щипящих
- 3. Буквы о, е после ц
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание личных окончаний глаголов
- 3. Поставь глагол в неопределенную форму (не
- 4. Входит ли в состав 11 глаголов – исключений: гнать,
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Образование причастий и правописание суффиксов причастий
- Тренировочные упражнения
- Правописание н и нн в прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Вариант 3
- Правописание н–нн в кратких прилагательных и причастиях
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения. Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание н - нн в существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание частиц не, ни
- I. Частица не — отрицательная.
- Вариант 2
- Правописание приставки не и частицы не
- Правописание не с именами существительными, прилагательными, наречиями на -о.
- Правописание не с глаголом и его формами
- Семантические критерии разграничения прилагательных и причастий.
- Структурно-грамматические основания разграничения прилагательных и причастий.
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание сложных слов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения
- Вариант 1.
- Вариант 2.
- Правописание сложных существительных
- Тренировочные упражнения
- Правописание сложных прилагательных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Правописание наречий
- Правописание наречий через дефис
- Слитное и раздельное написание наречий
- I. Наречия, образованные от прилагательных
- II. Наречия, образованные от числительных
- III. Наречия, образованные от местоимений
- IV. Наречия, образованные от существительных
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2.
- Правописание предлогов и союзов
- Правописание предлогов
- Правописание союзов
- Тренировочные упражнения
- Контрольные упражнения Вариант 1
- Вариант 2
- Ответы к упражнениям
- Часть II Тема:Правописание согласных в корне слова
- Тема: Правописание гласных в корне слова Упражнение 1
- Сторожил – старожил
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Чем же «маркет» такой «супер»?
- Тема: Правописание о – ё после шипящих.
- Гласные после ц.
- Употребление букв ъ и ь; ё и э.
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Тема: Правописание приставок Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7 Исправьте орфографические ошибки в тексте. День именин
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний Прилагательных Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний глаголов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 5
- Крикните – крикнете
- Упражнение 6
- Тема: Правописание суффиксов и окончаний причастий. Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Тема: Правописание н-нн в разных частях речи
- Упражнение 4 Вставьте пропущенные буквы. Определите часть речи, в которой вы поставили -н- и -нн-.
- Упражнение 5
- Наречий Упражнение 1
- Упражнение 4
- Тема: Правописание сложных слов Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
- Упражнение 4
- Упражнение 5
- Упражнение 6
- Упражнение 7
- Тема: Правописание предлогов и союзов
- Тема: Правописание не и ни Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 5
- Тургенев
- Тема: Правописание не с разными частями речи
- Осенью в Балаклаве
- Тема: Слитные, дефисные и раздельные написания
- Тема: Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
- Богославская Зоя Михайловна,