1.Общее представление о риторике
Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, поскольку это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя.
Чтобы наше общение было успешным, недостаточно просто хорошо знать язык, его грамматику и словарь.
Надо научиться пользоваться своей речью с тем, чтобы суметь заинтересовать собеседника, повлиять на него, завоевать на свою сторону, уметь говорить с теми, кто симпатизирует вам, и с теми, кто против нас, участвовать в беседе в узком кругу друзей и выступать перед широкой аудиторией.
Если справедлива пословица «по одежке встречают, по уму провожают», то она в первую очередь приложима к человеческому общению, где слова «одежки» наших мыслей, и тем важнее не ошибиться в их выборе. Конечно, было бы неверно судить о человеке только по его словам, но в то же время невозможно правильно оценить человека, – не принимая во внимание его речь. Люди знали это с древнейших времен: "Заговори, чтоб я тебя увидел" (Сократ).
Аристотель в своей "Риторике" писал, что все люди некоторым образом причастны риторике, "так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять". Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы.
Юрист, учитель, социальный работник, менеджер, политик, проповедник должны овладеть искусством речи, если хотят достичь вершин в своей профессии. Ведь им постоянно приходится общаться с людьми, беседовать, консультировать, наставлять, выступать публично, в официальной обстановке.
А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо еще знать, как сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения.
Перед всяким человеком, готовящимся выступать публично, неизбежно встает целый ряд вопросов.
Прежде всего, три общих, связанных с целью речи:
Для кого говорю?
Что хочу им сказать?
Зачем хочу им это сказать?
А также четыре частных вопроса, отражающих внешнюю, "техническую" сторону речи:
Как сказать правильно?
Как сказать понятно?
Как сказать интересно?
Как сказать убедительно?
Помочь ему призвана риторика – наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Особо подчеркнем, что это не просто наука о способах передачи информации посредством устного слова, но свод законов и правил, обеспечивающих действенность, убедительность речи, превращающих слово в средство влияния на других людей.
Риторика как наука и учебная дисциплина существует тысячи лет. В разные времена в нее вкладывали различное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи (письменной и устной), и как наука и искусство устной речи.
В современных работах риторика рассматривается как комплексная дисциплина, включающая в себя логический, лингвистический, психологический, физиологический, художественный и другие аспекты языкового общения (языковой коммуникации).
У этой науки есть и другие названия "ораторское искусство", "красноречие", "мастерство устного публичного выступления", "элоквенция". Они не совпадают полностью, между ними есть тонкие различия, но нам удобнее сейчас рассматривать их как синонимы.
Главным, центральным понятием риторики является оратор ( от лат. огаге - говорить) - человек, произносящий публичную речь. (Греческий синоним rhetor - ритор). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию публичной речи (от лат. audlre - слышать).
- 1.Общее представление о риторике
- 2. Классификация красноречия
- 3. Риторика? Это наука или искусство.
- 1. Античные риторики
- 1.1. Софисты
- 1.2. Этос
- 1.3.Риторика – наука
- 1.3.1. Марк Туллий Цицерон
- 1.3.2. Марк Фабий Квинтилиан
- 2.1. Средние века
- 2.2. Новое время (эпоха Возрождения)
- 3.Ораторское искусство России
- 4. Неориторика
- 1.Введение
- 2. Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой.
- 1. Подготовка речи: выбор темы, цель речи (инвенция)
- 2. Основные приемы поиска материала
- 4. Способы словесного оформления публичного выступления
- 1) Первую фразу или даже 2-3 фразы;
- 4.2. Культура речи оратора (способы словесного оформления публичного выступления) – элокуция
- 1. Стиль устной речи
- 2. Соблюдение основных требований к языку выступления
- 5. Логические и интонационно-мелодические закономерности речи.
- Xliv (Глава восьмая)
- 6.Оратор и аудитория – акцио
- Практикум
- 1. Развлекательная речь
- 2. Информационная речь
- 3. Воодушевляющая речь
- 4. Убеждающая речь
- 5. Призывающая к действию
- Композиционное построение речи
- I. Примерные темы для информационной речи
- II. Схема оценки информационной речи
- I. План агитационной речи
- Материалы к заданию
- I. Структура приветственной речи
- II. Схема оценки приветственной речи
- III. Памятка
- Техника речи
- Некоторые сведения о произносительном аппарате человека и процессе речеобразования Речевой аппарат и его работа
- Правила чтения
- Скакалка
- Аквалангист
- Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, темп, тон
- Три круга
- Интонация
- Буря с берега
- Орфоэпические нормы русского языка
- Исполнение речи
- 1. Поза
- 2. Походка
- 3. Выражение лица
- 4. Жесты
- 4.2. Темы рефератов.
- 6.4. Персоналии