logo search
М-ка Узлова

8. Задачи исследования

Достижение цели исследования возможно посредством последовательных шагов, логически связанных друг с другом в цепочку, в которой каждое звено служит средством удержания других звеньев. Такие последовательные шаги называются задачами. Каждому этапу исследования соответствуют свои задачи. Они ориентируют исследователя на достижение цели. Задачи служат для проверки гипотезы, при этом их выдвигается столько, сколько необходимо для ее проверки.

Формулирование задач предполагает их четкость и ясность. Они должны быть конкретными и сформулированы таким образом, чтобы под них можно было подобрать или разработать соответствующие методики (например, психодиагностические тесты или психокоррекционные техники).

Если цель исследования в лингвистической форме прописывается как существительное, то ЗАДАЧИ – как глаголы («описать», «объяснить», «изучить», «установить», «провести сравнение», «разработать» и т.п.).

Примеры:

  1. Провести сравнительный анализ концепций переноса в современной психодинамической терапии.

  2. Описать основные характеристики личности детей, злоупотребляющих вдыханием летучих органических веществ.

  3. Установить, какие ценности являются ведущими для студентов-психологов.

  4. Показать каким образом социометрический статус ребенка определяет уровень его тревожности.

ВНИМАНИЕ! Частой ошибкой студентов является подмена задач планом исследования. В подобном случае задачи формулируются примерно так:

1. Изучить литературу по заявленной теме.

2. Подобрать соответствующие методики.

3. Сформировать выборку испытуемых.

4. Провести математическую обработку полученных данных.

5. Сделать выводы.

Это принципиально неверно. Здесь не только нет научной новизны, но и не понятен сам ход мысли исследователя, нет связи с проблемой исследования, объектом и предметом, выдвигаемыми гипотезами. Чаще всего это возникает при бездумном, механистическом подходе к подготовке курсовой работы, когда аналитический обзор подменяется компиляцией, в лучшем случае – рефератом, а исследовательская часть сводится исключительно к тестированию, которое также проводится абы как, а потом полученные данные «подгоняются» под теорию. Делать так категорически не рекомендуется! Мало того, что при защите к вашей работе возникнут вопросы, на которые вы не сможете ответить, но и те практические рекомендации, разработанные вами, введут в заблуждение людей, которые будут их придерживаться.

Существуют определенные шаблоны формулировок задач, которые нетрудно усвоить, например:

  1. На основе анализа литературных данных определить, какие существуют подходы к изучению …

  2. Провести анализ современного состояния и тенденций развития психологических исследований …

  3. Провести критический анализ концепций…

    Неверными будут такие формулировки: Описать (рассмотреть) основные теории личности (деятельности, организации, общения и т.п.) в отечественной (зарубежной) психологии (возникает вопрос: «А что, до вас их никто не описывал? Об этом написано в учебниках». Эта задача, в лучшем случае, для реферативной работы.

  4. В соответствии с теоретическим основанием работы обосновать выбор психодиагностического инструментария.

  5. На основе эмпирического исследования определить, имеются ли различия между…

  6. Установить, имеется ли связь между…

  7. Составить психологические портреты ….

  8. Разработать нормативы…

  9. Провести пилотажное исследование…

  10. Разработать практические рекомендации для … и т.п.