Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.
Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.
Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.
Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.
Падеж - это грамматическая категория имени (существительного в данном случае), выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям.
В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого падежа).
Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежныеформы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и г (ударные».
К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на основе языковой интуиции - безошибочны.
На основе анализа текста строится таблица падежей:
Падежи | Их вопросы | Значения | Текст |
И. | к т о? ч т о? | название предмета | Весна - любимое время года. |
Р. | кого? чего? | отрицание, принадлежность | Весны еще нет. Но уже заметны признаки весны. |
д. | кому? чему? | дар | Свою любовь мы отдаем весне. |
в. | к о г о? ч т 0? | переход действия | Мы уже видим весну в мечтах. |
т. | к е м? ч е м? | общность | Природа оживет с весной! |
п. | о ком? о чем? | мысль, дума | Все наши мечты - о теплой весне. |
Имена существительные склоняются и вне текста: таким образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам. Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи. Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или обозначаются условным значком Далее выполняются упражнения двух типов: аналитические и синтетические: разбор готового текста и составление своего. На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть проверены безударные окончания существительных того же типа книга,
груша, рубашка.
- 2 Пути реализации воспитательной функции.
- 3 Изучение закономерностей и структуры языка.
- 4 Углубленное изучение русского языка.
- 5 Развивающая роль теории языка.
- Вопрос 7 Метод конструирования
- 8. Сравнительно-исторический метод
- Вопрос 15 Ознакомление с особенностями звуков и букв, с гласными и согласными звуками.
- Вопрос 16 Мягкие и твердые согласные.
- Вопрос 17 Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
- Вопрос 18 Слог. Ударные и безударные слоги.
- Вопрос 19 Сущность грамматических понятий. Трудность их усвоения младшими школьниками.
- Вопрос 20 Процесс работы над усвоением понятий.
- Вопрос 21 Методические условия, обеспечивающие эффективное усвоение понятий.
- Вопрос 22 Грамматические и словообразовательные упражнения
- Вопрос 23 методика изучения морфемного состава слова в начальных классах
- Вопрос 24 Морфология. Части речи
- Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»
- Вопрос 28 в теме «Склонение имен существительных»
- Вопрос 29 Тема «Число имен существительных»
- Вопрос 30 Лексическое и грамматическое значение имен прилагательных
- Вопрос 31 Род имен прилагательных»
- Вопрос 32 Склонение имен прилагательных»
- Вопрос 33 Лексическое и грамматическое значение глаголов
- Вопрос 34 Тема «Время глагола». Прошедшее время
- Вопрос 36 Служебные части речи. Союзы. Предлоги
- Вопрос 37 Знакомство с местоимением
- Вопрос 39 Знакомство с именами числительными
- Вопрос 40 Члены предложения. Словосочетания
- Вопрос 41 Предложения, их виды