logo search
Мяо шпоры

Вопрос 27Тема «Склонение имен существительных»

Тема трудна, но очень богата возможностями. В ней раскрываются механизмы включения имен существительных в речевые конструкции: в словосочетания, предложения, в текст.

Она богата и в орфографическом отношении, ибо дает теоретическую основу для проверки правописания безударных падежных окончаний.

Склонение имен существительных можно было бы дать учащимся догматически, в виде готовых таблиц склонения, с выделением падежей и падежных окончаний (заметим, что раньше так и поступали). Но современная методика избирает функциональный подход, помогающий детям понять функции всех падежных форм в выражении мысли в наилучшем выполнении коммуникативной задачи.

Уже в начальных классах склонение рассматривается как изменение формы, т.е. окончаний имен существительных, выражающих различные варианты отношений к другим словам, связей с ними в предложении. При этом каждый падеж может выражать не один тип этих связей, а несколько: это и есть значения падежей.

Падеж - это грамматическая категория имени (существительного в данном случае), выражающая отношение обозначаемого им предмета к другим предметам, признакам, процессам, состояниям.

В русском языке шесть падежей, причем косвенные падежи могут иметь предлоги (дети должны знать предлоги каждого падежа).

Теоретический материал в этой теме - это понятия «склонение имен», «сами падежи с их вопросами и предлогами», «падежныеформы, т.е. окончания», «значения падежей» (хотя бы некоторые, дети поняли функции падежей), «окончания ударяемые и г (ударные».

К значениям падежей следует идти от текста, от его смысла, от предложения и его внутренних связей. Падежные вопросы играют второстепенную роль, но для школьников они удобны и - на основе языковой интуиции - безошибочны.

На основе анализа текста строится таблица падежей:

Падежи

Их вопросы

Значения

Текст

И.

к т о? ч т о?

название предмета

Весна - любимое время года.

Р.

кого? чего?

отрицание, принадлежность

Весны еще нет. Но уже заметны признаки весны.

д.

кому? чему?

дар

Свою любовь мы отдаем весне.

в.

к о г о? ч т 0?

переход действия

Мы уже видим весну в мечтах.

т.

к е м? ч е м?

общность

Природа оживет с весной!

п.

о ком? о чем?

мысль, дума

Все наши мечты - о теплой весне.

Имена существительные склоняются и вне текста: таким образом отрабатывается быстрота, четкость в умении изменять слова по падежам. Вывод: падежные формы позволяют выразить в предложении, в речи, в тексте различные значения, различные связи. Падежные формы образуются с помощью окончаний: дети называют окончания разных падежей. В записи окончания выделяются или обозначаются условным значком Далее выполняются упражнения двух типов: аналитические и синтетические: разбор готового текста и составление своего. На этом этапе начинается орфографическая работа: безударные падежные окончания проверяются ударяемыми (фонематический способ: слабая позиция фонем проверяется сильной позицией). Ударяемыми окончаниями слова весна могут быть проверены безударные окончания существительных того же типа книга,

груша, рубашка.