1. Чем аббревиатуры отличаются от акронимов?
П роцесс перевода отсутствующего в словарях и справочниках сокращения выполняется в два этапа, первым из которых является дешифровка сокращения, т.е. выявление исходной англоязычной формы или коррелята.
Вторым этапом является передача коррелята средствами русского языка, т.е. поиск эквивалентной русской формы, которая наиболее точно передает выявленное содержание.
Дешифровка отсутствующего в словарях сокращения является трудоемким этапом перевода и может быть успешно выполнена переводчиком, хорошо представляющим возможную структуру исходной терминологической группы и знакомым с данной областью знаний. Обычно работа по дешифровке выполняется по следующей схеме:
1. Просмотр микроконтекста (в рамках предложения или параграфа) и макроконтекста (в рамках раздела или всего предшествующего текста статьи) с целью определения примерной области сокращения (области знаний) и поиска коррелята, возможно пропущенного при первом чтении.
2. Поиск коррелята и перевода сокращения в разделах сокращений соответствующих специальных словарей и словарях сокращений.
3. Поиск коррелята сокращения в соответствующих англо-анг-лийских специальных словарях, справочниках и словарях сокращений.
4. Повторение п.п. 2 и 3 для сокращения, начинающегося со второй, а затем и с третьей буквы исходного сокращения (первая буква, а затем вторая, третья отбрасываются). Подобный метод «дешифровки по частям» часто приводит к желаемому результату, поскольку крайние левые буквы сокращения соответствуют последним уточняющим левым определениям исходной терминологической группы, которые могли отсутствовать ко времени публикации словаря.
5. Просмотр тематически близких текстов.
6. Реконструкция исходной группы. Реконструкция исходной терминологической группы сопряжена с большими затратами времени, требует высокой квалификации переводчика и не всегда приводит к достаточно надежным результатам. По этим причинам к реконструкции следует прибегать только в тех случаях, когда имеется уверенность в том, что изложенные процедуры к цели не приводят. Для проведения реконструкции из текста выписываются все предложения, в которых содержится реконструируемое сокращение, а из словаря сокращений – наиболее соответствующие микроконтексту корреляты для каждой буквы сокращения. Реконструкция производится справа налево и начинается с анализа и отбора возможных коррелятов для крайне правой буквы сокращения, соответствующей базовому слову. В пределах микроконтекста данный термин должен обладать наиболее общим широким значением. Так, если последней буквой сокращения является S, а микроконтекстом является бортовое оборудование летательного аппарата, то можно предположить, что буква S соответствует слову System. Каждое последующее левое определение по своему значению должно быть более узким, более специальным, чем предыдущее. На каждом этапе реконструкции проверка правильности выбора коррелята сводится к подстановке реконструированной части терминологической группы во все выписанные предложения. После подстановки каждое из этих предложений должно иметь смысл и хорошо вписываться в контекст.
Вторым этапом перевода отсутствующего в словарях сокращения является передача выявленного коррелята средствами русского языка. Эта задача может быть решена следующими способами:
1. Передача английского сокращения эквивалентным русским сокращением, например: CAD (Computer-Aided Design) – САПР (система автоматизированного проектирования)
При поиске эквивалентного русского сокращения переводчик находит русский опорный источник, максимально близкий по своему содержанию к микроконтексту сокращения, и с помощью предметного указателя, введения или даже соответствующих разделов опорного источника устанавливает наличие (или отсутствие) эквивалентного русского сокращения. В случае отсутствия русского эквивалента переводчик передает содержание коррелята с помощью одного из излагаемых ниже способов.
- Ректор университета
- Рекомендовано кафедрой «Иностранные языки» бгту
- Научный редактор г.В. Царева Редактор издательства л.И. Афонина
- Предисловие
- Урок 1 Особенности научно-технического стиля
- 1. Каковы характерные особенности научно-технического текста?
- 2. Каковы основные особенности научных терминов?
- 3. Что такое специальная общенаучная лексика?
- 1. Прочитайте текст, найдите примеры терминов и специальной общенаучной лексики. Dynamic and formal equivalence
- 4. В чем причина преобладания в английских научно-технических текстах именных структур?
- 2 . Найдите в данном тексте именные структуры. Unique Conveyor problems and Solutions
- 5. Какова роль сказуемого в предложении научно-технического текста?
- 6. В чем причина замены наречий в научно-техническом тексте предложно-именными сочетаниями и широкого использования отглагольных прилагательных вместо глаголов?
- 7. Каковы особенности употребления глаголов в научно-техническом изложении?
- 3 . Переведите текст, обратите внимание на употребление глаголов. Corrective Action
- Vertical Curves
- 8. Почему в научно-техническом тексте широко используются атрибутивные сочетания?
- 9. Каковы особенности использования артикля в научно-технических материалах?
- 10. Назовите другие особенности научно-технического текста.
- Convex Curves
- Урок 2 Лексические особенности англо-русского научно-технического перевода
- 1 . В чем заключается терминологизация английской лексики при переводе на русский язык?
- 2. Какие части речи могут терминологизироваться в англо- русском переводе?
- 1 . Что понимается под специализацией лексики?
- 2. Чем вызвана необходимость специализации английской лексики при переводе на русский язык?
- 1 . Какой слой лексики затрагивает процесс деинтернационализации?
- 2. В чем заключается сущность процесса деинтернационализации?
- 1 . В чем заключается лексическая унификация переводных эквивалентов в англо-русском научно-техническом переводе?
- 2. У каких частей речи процесс унификации проявляется особенно ярко?
- 1 . Какие лексические средства, используемые в научно-технических текстах на английском языке необходимо эксплицировать?
- 2. Каковы требования русского технического текста?
- 1 . Почему при переводе научно-технических текстов с английского языка на русский необходимо прибегать к «нейтрализации», «сглаживанию», «нивелировке» стилистического приема автора?
- 1 . Что такое языковая и авторская метафора?
- 2. Как переводятся индивидуально-авторские метафорические средства?
- 1 . Сущность стилистического приема метонимии.
- 2. Какие метонимии вызывают наибольшие трудности для переводчика?
- 1 . На чем основывается стилистический прием образного сравнения?
- 2. Сохраняется ли образ в случае перевода сравнений?
- Урок 3 перевод сокращений
- 1. Чем аббревиатуры отличаются от акронимов?
- 2. Заимствование английского сокращения
- 5. Описательный перевод английского сокращения
- 6. Создание нового русского сокращения
- 2. Опишите известные вам способы перевода сокращений.
- Ключи к тесту