logo
методические материалы по современному русскому

Тема 3 основные понятия семасиологии

Вопросы:

1. Как соотносится слово с другими единицами языка?

2. Как определяется термин «слово» в учебной и справочной литера­туре? Назвать признаки понятия «слово» как центральной единицы языка.

3. В каком соотношении находятся термины - слово, лексема, словоформа, лексико-семантический вариант, семема?

4. Из каких компонентов состоит общее значение слова? Какую роль в его формировании играют: лексическое значение, грамматическое значение, словообразовательное значение, стилистическая окраска и прагматический компонент, а также социальные, ментальные и истори­ко-культурные наслоения к значению слова?

5. Как определяется понятие «Лексическое значение» в различных учебниках и справочниках? Приведите такие определения и проанали­зируйте их.

6. Какое понимание лексического значения представлено в лекции?

7. Виды мотивировок значения слова.

8. Учение А. А. Потебни о «внутренней форме» слова, о «ближайшем» и «дальнейшем» его значениях.

Задания:

1. Сделать тезисный конспект текста 6 (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Лингвострановедческая теория слова) по хрестоматии (в списке литературы см. № 7).

2. Данные ниже слова разделить на 3 группы:

а) слова с ясной «внутренней формой»;

б) слова, в которых «внут­ренняя форма» только частично соответствует своему мотивировочному признаку;

в) слова с утраченной «внутренней формой» и потому с немотивированным значением: вечерник (студент), кольцо, белье, салазки, электричка, чернила, освобождение, гражданин, противень, напильник, упорядочить, обмо­рок, храбрость, перочинный (нож), мелькать, синить, палка, палисад­ник, полдник, честность, понимать, домашний, ручной.

3. Найти общее и различное в компонентном составе значений следующих слов: красный - краснеть - краснота, красненький; водить - вождение - водитель - вожак - вождь; долг - должник - должок - одолжить; бежать - бегун - беглец - бег - бегство - беготня.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература:

1. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. - М., 1978.

2. Шмелев Д. Н. Современный русский язык. Лексика. - М., 1977.

3. Кузнецова Э. В. Лексикология русского языка. - М., 1989.

4. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика. - М., 1990.

5. Маслов Ю. С. Введение в языкознание (любое издание). Раздел «Мотивировка как возможный компонент содержания слова».

6. Потебня А. А. Мысль и язык. Раздел «Язык чувств и язык мыс­ли» и «Из записок по русской грамматике» раздел «Представление и значение»: Хрестоматия по истории русского языкознания. - М., 1973. – С. 210 - 212 и 214 - 218.

7. Современный русский язык: Лексикология. Лексикография: Хрестоматия и учебные задания. - СПб., 1996.

8. Энциклопедические и терминологические словари по языкознанию (для справок).

Дополнительная:

1. Шмелев Д. Н. Очерки по семасиологии русского языка. - М., 1964.

2. Плотников Б. А. Основы семасиологии. - Минск, 1984.

3. Кузненцова Э. В. Русская лексика как система. - Свердловск, 1980.

4. Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. - М., 2000.