logo
методические материалы по современному русскому

Тема 5 анализ фразеологических единиц языка

Задания:

1. Повторить теорию по теме «Фразеология».

2. Разобраться в плане анализа фразеологических единиц.

3. Проанализировать 10 фразеологических единиц, различных по структуре, назначению в языке и происхождению (фразеологизмы по выбору студента, индивидуально).

Анализ фразеологических единиц языка

1. Выделить фразеологическую единицу (ФЕ).

2. Проанализировать ее форму (со словарем):

а) количество компонентов;

б) наличие вариантов у компонентов;

в) характеристика структурной модели ФЕ;

г) наличие форм словоизменения у ФЕ.

3. Анализ значений ФЕ:

а) определить по словарю, сколько значений у ФЕ;

б) определить способ толкования значений ФЕ в словаре;

в) охарактеризовать ФЕ по ее назначению в языке.

Если это номинативно-терминологическая ФЕ: общеупотреби­тельная или специальная (терминологическая).

Если это номинативно-экспрессивная ФЕ: охарактеризовать ее по степени семантической слитности:

- фразеологическое сращение. Определить причину (где это воз­можно) идиоматичности значения. Например, точить лясы, очертя голову.

- фразеологическое единство - семантически неразложимое, но образно мотивированное значение. Употребляется как переносное зна­чение бывшего свободного сочетания. Например, первый блин комом, стреляный воробей.

- фразеологическое сочетание - один из компонентов сочетания имеет фразеологически связанное значение. Например, тоска зеленая, щекотливое положение.

- фразеологическое выражение - законченное, самостоятельное высказывание. «Внутренняя форма» живая, значение переносное. На­пример, и на солнце пятна, всерьез и надолго.

4. Происхождение ФЕ (по словарю).

5. Стилистические особенности.