Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
Задания:
1. Повторить теорию по теме «Фразеология».
2. Разобраться в плане анализа фразеологических единиц.
3. Проанализировать 10 фразеологических единиц, различных по структуре, назначению в языке и происхождению (фразеологизмы по выбору студента, индивидуально).
Анализ фразеологических единиц языка
1. Выделить фразеологическую единицу (ФЕ).
2. Проанализировать ее форму (со словарем):
а) количество компонентов;
б) наличие вариантов у компонентов;
в) характеристика структурной модели ФЕ;
г) наличие форм словоизменения у ФЕ.
3. Анализ значений ФЕ:
а) определить по словарю, сколько значений у ФЕ;
б) определить способ толкования значений ФЕ в словаре;
в) охарактеризовать ФЕ по ее назначению в языке.
Если это номинативно-терминологическая ФЕ: общеупотребительная или специальная (терминологическая).
Если это номинативно-экспрессивная ФЕ: охарактеризовать ее по степени семантической слитности:
- фразеологическое сращение. Определить причину (где это возможно) идиоматичности значения. Например, точить лясы, очертя голову.
- фразеологическое единство - семантически неразложимое, но образно мотивированное значение. Употребляется как переносное значение бывшего свободного сочетания. Например, первый блин комом, стреляный воробей.
- фразеологическое сочетание - один из компонентов сочетания имеет фразеологически связанное значение. Например, тоска зеленая, щекотливое положение.
- фразеологическое выражение - законченное, самостоятельное высказывание. «Внутренняя форма» живая, значение переносное. Например, и на солнце пятна, всерьез и надолго.
4. Происхождение ФЕ (по словарю).
5. Стилистические особенности.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85