Образец анализа орфограммы № 1
1. Проверяемые безударные гласные в корне.
2. Орфограмма - буква, гласная.
3. Правило: Чтобы правильно обозначить на письме безударный гласный в корне, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить данное слово так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением (школьный учебник). Структура правила:
а) орфографическая задача: «Обозначить на письме безударный гласный», т.е. надо найти нужную букву для неясно слышимого звука.
б) опознавательные признаки орфограммы: «Безударный гласный в корне». «Безударный гласный» - фонетический признак, «в корне» - морфемный признак. Для опознания орфограммы ученик должен провести разбор слова: фонетический и по морфемному составу.
в) условия выбора написания: «Надо подобрать ... однокоренное или изменить его» - сказано, что надо искать другие варианты этого же корня, «чтобы этот безударный гласный оказался под ударением» - чтобы звук слышался четко.
В правиле мысль не закончена: для безударного положения выбирается написание, соответствующее ударному варианту гласного звука в корне.
Чтобы выбрать букву, ученик должен проделать фонетический и морфемный разборы (по известной ему терминологии).
4. Орфограмма № 1 относится к 1-му разделу орфографии - «Написание значимых частей слова».
5. Правило основано на фонемно-морфологическом принципе написания.
6. Лингвистическая сущность правила: правило основано на теории фонем: действия ученика фактически направлены на поиск основного вида фонемы в пределах фонемного ряда, поскольку буквы передают на письме только сильные фонемы; найдя ударный вариант, ученик фактически нашел фонему, идя по пути от звука к фонеме.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85