logo
методические материалы по современному русскому

Образец анализа орфограммы № 1

1. Проверяемые безударные гласные в корне.

2. Орфограмма - буква, гласная.

3. Правило: Чтобы правильно обозначить на письме безударный гласный в корне, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить данное слово так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением (школьный учебник). Структура правила:

а) орфографическая задача: «Обозначить на письме безударный гласный», т.е. надо найти нужную букву для неясно слышимого звука.

б) опознавательные признаки орфограммы: «Безударный гласный в корне». «Безударный гласный» - фонетический признак, «в корне» - морфемный признак. Для опознания орфограммы ученик должен провести разбор слова: фонетический и по морфемному составу.

в) условия выбора написания: «Надо подобрать ... однокоренное или изменить его» - сказано, что надо искать другие варианты этого же корня, «чтобы этот безударный гласный оказался под ударением» - чтобы звук слышался четко.

В правиле мысль не закончена: для безударного положения выби­рается написание, соответствующее ударному варианту гласного звука в корне.

Чтобы выбрать букву, ученик должен проделать фонетический и морфемный разборы (по известной ему терминологии).

4. Орфограмма № 1 относится к 1-му разделу орфографии - «На­писание значимых частей слова».

5. Правило основано на фонемно-морфологическом принципе на­писания.

6. Лингвистическая сущность правила: правило основано на тео­рии фонем: действия ученика фактически направлены на поиск основ­ного вида фонемы в пределах фонемного ряда, поскольку буквы пере­дают на письме только сильные фонемы; найдя ударный вариант, уче­ник фактически нашел фонему, идя по пути от звука к фонеме.