Тема 8 лексические синонимы и антонимы
Вопросы:
1. В чем проблема определения синонимов? - антонимов?
2. Почему лексическая синонимия и антонимия наиболее яркое проявление семантических системных отношений?
3. Как связаны между собой синонимия, антонимия и многозначность?
4. В каком порядке располагаются слова в рядах синонимов в синонимических словарях? Что такое доминанта и каковы ее признаки?
5. Что такое «семантическое расстояние» и как его можно измерить?
6. На каких основаниях классифицируются разновидности синонимов и разновидности антонимов?
7. В чем заключается текстообразующая роль синонимов и антонимов? Покажите эту роль на примере самостоятельно подобранных текстов.
Задания:
1. Написать тезисы доклада на тему «Лексическая синонимия и антонимия как проявление системных отношений в лексике».
2. Разобраться в методике анализа синонимических рядов (дана ниже).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Учебники.
2. Вступительная статья к «Словарю синонимов русского языка» в 2-х томах под ред. Е. П. Евгеньевой или текст 8 из хрестоматии «Современный русский язык: Лексикология. Лексикография».
3. Текст 9 из вышеназванной хрестоматии (Л. А. Новиков. Русская антонимия и ее лексикографическое описание).
Анализ синонимических рядов (на уровне языковых синонимов)
1. Взять слово в контексте, составить синонимический ряд к слову с учетом его значения, проверить себя по словарю синонимов.
2. Определить общее значение ряда.
3. Решить вопрос о доминанте.
4. Сравнивая члены ряда с доминантной (если ее нет - друг с другом), определить дифференциальные признаки членов ряда (смысловые или стилистические оттенки, особенности сочетаемости).
5. Определить тип парадигматической противопоставленности членов синонимического ряда (отношения градации, наличие смысловых оттенков, стилистические различия (по сфере употребления или по эмоционально-экспрессивной окраске), по частотности употребления, по происхождению).
6. Определить синтагматические (сочетаемостные) различия у синонимов.
7. Определить источники членов синонимического ряда.
8. Сделать выводы.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85