Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
Вопросы:
1. Какие причины историко-культурного и собственно-языкового характера приводят к заимствованию языковых средств (слов, морфем, элементов слов, звуков)?
2. Пути и формы заимствования русским языком иноязычной лексики.
3. Семантические разряды и языковые приметы заимствованных слов из различных языков - латинского и греческого, тюркских, западноевропейских (немецкого, английского, французского, итальянского, испанского).
4. Формы усвоения заимствованных слов.
5. Русский язык - источник обогащения других языков.
6. Сфера и процессы активизации заимствованных слов в русском языке последних двух десятилетий.
Задания:
1. Графически представить приметы заимствованных слов:
а) иноязычных вообще;
б) заимствованных из различных языков (см. 3 вопрос темы).
2. Разобраться в методике анализа заимствованных слов, изучить образец их анализа. По данному образцу проанализировать 3 слова (из разных языков - источников), подобранных самостоятельно.
Индивидуальное задание:
Сделать научный доклад на тему: «Русский язык - источник обогащения других языков» (по книге Брагиной А.А.).
Методика анализа заимствованных слов:
1. Найти в тексте заимствованные слова, используя словари.
2. Указать язык-источник и язык-посредник (если есть).
3. Указать фонетические или какие-либо другие приметы заимствованных слов.
4. Отметить степень усвоения слова русским языком на всех уровнях (в орфоэпии, графике, орфографии, грамматике и на лексико-семантическом уровне).
5. Отметить особенности функционирования этого слова в современном русском языке.
6. Указать цель использования заимствованных слов в данном тексте.
Образец анализа заимствованных слов:
1. Слово КОЛЛОКВИУМ (лат.)
2. Заимствовано непосредственно из латинского языка.
3. Приметы заимствованного слова: а) фонетические - для русского слова не характерно сочетание двух согласных (лл) не на стыке морфем. Это примета иностранного слова (пока неясно, какого языка); б) УМ - морфемная примета латинского слова (в латинском - это суффикс).
4. Степень усвоенности устанавливаем таким образом: затранскрибируем слово, учитывая орфоэпические нормы наших дней (См. «Русское литературное произношение и ударение») - [кАлокв'иум]. В первом предударном слоге - позиционная мена звуков (перекрещивающегося типа). Две фонемы ЛЛ реализуются в одном звуке (недолгий [л]). Следовательно, это слово подчинилось звуковым законам русского языка.
На фонетическом уровне усвоено, на грамматическом также усвоено, так как существительное коллоквиум в русском языке стало мужского рода (было среднего рода) в соответствии с русской системой показателей рода. Склоняется по 2-му продуктивному типу склонения.
Написание же двух Л в слове коллоквиум объясняется языком-источником. Особенностей в произношении нет.
На лексико-семантическом уровне вступило с системные связи - входит в лексическую парадигму слов, обозначающих форму отчетности студентов. Ср.: коллоквиум, семинар, собеседование, зачет и т.д. Однако семантическое усвоение осуществилось недостаточно (не изменило значения, не приобрело нового, а сохранило свое лексическое значение). Для ответа на данный вопрос нужно смотреть еще и двуязычные словари.
5. В русском языке слово функционирует только как специальное, сфера распространения ограничена (сфера высшего образования). См. Словарь С. И. Ожегова.
6. В тексте может использоваться для обозначения понятия, создания иронии и т.п. (см. конкретный текст).
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Учебники.
2. Брагина А. А. Русское слово в языках мира. - М., 1978.
3. Брагина А. А. Устойчивые и временные заимствования (см. текст 17 в хрестоматии).
4. Крысин Л. Л. Иноязычные слова в современном русском языке. - М., 1968.
5. Крысин Л. П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца XX столетия. - М., 2000.
6. Крысин Л. П. Заимствованные слова как знаки иной культуры // Русский язык в школе. - 2007. - №4.
7. Лексика современного русского литературного языка. Из серии «Русский язык и советское общество» / Под ред. М. В. Панова. - М., 1968 (раздел о заимствовании).
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85