Орфографический анализ текста
1. Записать текст. Сравнить написание слов с их произношением в речевом потоке.
2. Подчеркнуть все орфограммы и расклассифицировать их по признакам: буквенные и небуквенные, с каким разделом русской орфографии связаны.
3. Проанализировать орфограммы, относящиеся к 1-му разделу («Написание значимых частей слова»):
а) привести возможные буквенные варианты орфограммы;
б) определить орфографический принцип для этой орфограммы;
в) мотивировать выбор буквы в орфограмме.
Для фонемно-морфологического принципа:
а) определить морфему с орфограммой;
б) узнать, вариантом, какой фонемы является звук орфограммы;
в) постановкой фонемы в сильную позицию в пределах морфемы найти опорное написание;
Для фонетического принципа написания: определить степень соответствия написания произношению звука.
Для традиционного принципа: использовать исторический комментарий или этимологический анализ слова.
Для дифференцированных написаний: назвать, какие слова дифференцируются.
4. Проанализировать орфограммы, относящиеся ко 2-му разделу орфографии («Слитные, дефисные и раздельные написания»):
а) привести возможные варианты орфограммы;
б) определить орфографический принцип; опираясь на него, мотивировать написание.
5. Назвать орфограммы, относящиеся к 3-му разделу орфографии, и объяснить употребление прописных букв.
6. Сделать вывод об орфографических трудностях текста, назвать правила, которые необходимо знать.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Иванова В. Ф. Современный русский язык. Графика и орфография. - М., 1976.
2. Протченко И. Ф. О работе орфографической комиссии // Русская речь. - 1967. - № 3.
3. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1975.
4. Щерба Л. В. Основные принципы орфографии и их социальное значение // Щерба Л. В. Избранные работы по русскому языку. - М., 1957.
5. Гвоздев А. Н. Избранные работы по орфографии и фонетике. - М., 1963. - С. 213 - 251.
6. Аванесов Р. И. Теория фонем и ее практическое применение // Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика. - М., 1974.
7. Развитие теории орфографии в трудах советских лингвистов // Развитие русского языка после Великой Октябрьской социалистической революции. - Л., 1967.
8. Панов М. В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. - М., 1964.
9. Орфографические, этимологические словари и словари иностранных слов.
ОБРАЗЕЦ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Траги-нервических явлений,
Девичьих обмороков, слез
Давно терпеть не мог Евгений:
Довольно их он перенес.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит. Но, девы томной
Заметив трепетный порыв,
С досады взоры опустив,
Надулся он и, негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Теперь, заране торжествуя,
Он стал чертить в душе своей
Карикатуры всех гостей.
(А.С. Пушкин)
Все орфограммы буквенные, кроме: траги-нервических - дефис; негодуя – слитное, а не мог, на пир, с досады и др. - раздельное написание.
Орфограммы 1-го раздела:
траги-нервических. явлений, девичьих, обмороков, слез, давно, терпеть, мог, довольно, перенес, сердит, уж, заметя, трепетный, порыв, досады, опустив, надулся, поклялся, взбесить, Ленского, чудак и др.
Орфограммы 2 -го раздела:
траги-нервичнских, не мог, на пир, негодуя, в душе.
Орфограммы 3-го раздела:
Евгений, Ленского и каждое первое слово строчки текста.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85