logo
методические материалы по современному русскому

Тема 6 многозначность и омонимия

1.

Вопросы:

1. Назвать виды омонимов. Аргументированно ответить на во­прос: следует ли считать омоформы, омографы и омофоны разновидно­стями омонимов? Какие их признаки противоречат понятию омонимии? Как эти категории слов представлены в толковых словарях?

2. Пути появления омонимов.

3. Критерии разграничения многозначности и омонимии.

4. Описание омонимов в различных словарях: в чем различия их представления в толковых словарях и словарях омонимов?

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Учебники.

2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях. // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М., 1975 или в журнале «Вопросы языкознания». - 1968. - № 5.

2.

Контрольная работа (домашняя)

Задания для контрольной работы:

1. Найти несколько (5 - 6) случаев различного представления оди­наково звучащих единиц в различных толковых словарях и словарях омонимов.

2.Используя разнообразные критерии разграничения разных зна­чений одного слова (т.е. семем) и разных слов (т.е. омонимов), аргу­ментировать свое мнение о статусе найденных Вами лексико-семантических единиц. В анализе использовать план:

Анализ омонимов

1. Доказать омонимичность отношений, используя:

а) словообразовательный критерий;

б) семантический критерий;

в) проверку дистрибуций (сочетаемости слова);

г) прием составления лексических парадигм;

д) лексикографическое доказательство (т.е., как они представлены в словаре).

2. Определить источник омонимии.

Примечание. Выбор и действенность критериев зависит от источ­ника омонимии.

3. Объяснить, почему анализируемые Вами языковые единицы по-разному представлены в словарях: в одних - как омонимы, в других - как разные значения одного слова (высказать свою научную гипотезу).