Тема 6 многозначность и омонимия
1.
Вопросы:
1. Назвать виды омонимов. Аргументированно ответить на вопрос: следует ли считать омоформы, омографы и омофоны разновидностями омонимов? Какие их признаки противоречат понятию омонимии? Как эти категории слов представлены в толковых словарях?
2. Пути появления омонимов.
3. Критерии разграничения многозначности и омонимии.
4. Описание омонимов в различных словарях: в чем различия их представления в толковых словарях и словарях омонимов?
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Учебники.
2. Виноградов В. В. Об омонимии и смежных явлениях. // Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. - М., 1975 или в журнале «Вопросы языкознания». - 1968. - № 5.
2.
Контрольная работа (домашняя)
Задания для контрольной работы:
1. Найти несколько (5 - 6) случаев различного представления одинаково звучащих единиц в различных толковых словарях и словарях омонимов.
2.Используя разнообразные критерии разграничения разных значений одного слова (т.е. семем) и разных слов (т.е. омонимов), аргументировать свое мнение о статусе найденных Вами лексико-семантических единиц. В анализе использовать план:
Анализ омонимов
1. Доказать омонимичность отношений, используя:
а) словообразовательный критерий;
б) семантический критерий;
в) проверку дистрибуций (сочетаемости слова);
г) прием составления лексических парадигм;
д) лексикографическое доказательство (т.е., как они представлены в словаре).
2. Определить источник омонимии.
Примечание. Выбор и действенность критериев зависит от источника омонимии.
3. Объяснить, почему анализируемые Вами языковые единицы по-разному представлены в словарях: в одних - как омонимы, в других - как разные значения одного слова (высказать свою научную гипотезу).
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85