Тема 6 общий лексический анализ текста
Задание:
Повторить теоретические сведения, необходимые для лингвистического анализа текста по плану, разобраться в содержании его заданий:
Общий лексический анализ текста
1. Особенности текста, определившие отбор языковых средств его автором:
- автор произведения;
- краткая характеристика произведения;
- время его написания;
- проблематика, идея, образы и другие особенности, определившие выбор средств;
- эмоционально-экспрессивная тональность речи автора или персонажей.
2. Семантика лексических средств:
2.1 Отношение слов и фразеологизмов к понятийным, тематическим и лексико-семантическим группам (ведущая тенденция).
2.2 Характеристика основного лексического состава с точки зрения типов лексического значения (соотношение основных и неосновных, прямых и переносных свободных и несвободных значений). Привести примеры на каждый тип, представленный в тексте.
2.3 Характеристика переносных значений слов: вид переноса (метафора, метонимия или синекдоха), языковой или авторский, с яркой или потухшей образностью; какие тропы созданы на базе переносных значений, какова функция переносных значений в этом тексте. Привести по 1-2 примера на каждый случай.
2.4 Проявление в тексте системных лексических отношений:
- использование автором текста синонимов и антонимов, их функции;
- наличие омонимов;
- конверсивы, их роль в организации текста.
3. Стилистический аспект:
3.1 Соотношение межстилевых и стилистически маркированных средств, принадлежность последних к функциональным стилям (книжным или разговорному) литературного языка или к нелитературным пластам национального языка. Характеристика стилистической окраски языковых средств.
3.2 Языковые средства, выражающие эмоциональную тональность и экспрессию текста.
4. Анализ лексики по сфере ее употребления:
Соотношение общеупотребительной лексики и лексики ограниченного употребления. Функции диалектных и специальных (терминов или профессионализмов) слов. Назначение нелитературных средств (жаргонизмов, арготизмов, просторечных слов и выражений и т.п.).
5. Анализ лексики по ее принадлежности к активному или пассивному запасу:
- есть ли в тексте устаревшие (для нашего времени) слова (историзмы или архаизмы), причины их архаизации;
- есть ли неологизмы (лексические и семантические), какие они - языковые или окказиональные, для чего употреблены.
6. Анализ фразеологических единиц:
Найти фразеологизмы, охарактеризовать их по строению, по значению, определить степень семантической слитности компонентов, сферу употребления фразеологизмов, их стилистическую окраску и функции в тексте.
7. Анализ лексики и фразеологии текста по происхождению: Привести примеры (3 - 4) исконно русских слов и фразеологизмов, образованных с использованием иноязычных компонентов или заимствованных средств.
8. Подведение итогов анализа:
Резюме: оценка выбора языковых средств автором текста: насколько эти средства соответствуют целям и назначению текста. Привести примеры наиболее удачного (а возможно, и неудачного) употребления слов или фразеологизмов.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85