Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
Задания:
1. Повторить теорию по разделу «Лексическая семантика».
2. Разобраться в плане и образце анализа слова.
Лексико-семантический анализ слова
1. Выписать из словаря все значения данного слова, определить, в каком из них слово употреблено в тексте.
2. Указать, в какие лексико-семантические группы (ЛСГ) входит слово в каждом из значений.
3. Построить синонимические ряды для слова в разных его значениях. Найти доминанту каждого ряда.
4. Привести антонимы к слову с учетом его значения (если они есть).
5. Определить, есть ли у слова омонимы и паронимы, если есть, найти, чем они отличаются от данного слова.
6. Дать характеристику слову по его отношению к активному и пассивному запасу словаря, по его отношению к сфере употребления.
7. Охарактеризовать слово в хронологическом аспекте: устаревшее (архаизм или историзм), современное или неологизм.
8. Дать характеристику всех значений слова по эмоционально-экспрессивной и функционально-стилистической окрашенности.
Образец анализа:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет.
(А. С. Пушкин. Полтава)
КОЛЕТ – КОЛОТЬ
1. Значения слова:
1) «Касаясь чем-либо острым, причинять боль, вызывать ощущение укола».
2) «Вонзать, всаживать в чье-либо тело острие оружия».
3) «Убивать ударами ножа, резать (о животных)».
4) перен. «Задевать кого-либо колкими, неприятными замечаниями, язвительно упрекать кого-либо».
В тексте слово употреблено во 2-ом значении.
2. ЛСГ - 1: Колоть, укалывать, покалывать. ЛСГ - 2: Колоть, вонзать, всаживать, втыкать, вкалывать, вгонять. ЛСГ - 3: Колоть, бить, забивать, резать, приканчивать, умервщлять, рубить, шлепать, ухлопывать. ЛСГ 4: Колоть, язвить, жалить, изводить, упрекать, задевать, обижать, ехидствовать.
3. Доминанта синонимического ряда КОЛОТЬ - укалывать, покалывать (1-я семема).
Доминанта ВТЫКАТЬ - колоть, вонзать, всаживать, вгонять (2-я семема).
Доминанта РЕЗАТЬ - бить, забивать, колоть (о животных) (3-я семема).
Доминанта ЯЗВИТЬ - колоть, жалить (4-я семема).
4. Антонимов у значений слова нет.
5. Паронимов нет.
Есть омоним - КОЛОТЬ - «рассекать, расщеплять или раздроблять ударами что-либо», напр.: колоть дрова, орехи, сахар.
В отличие от первого слова, второе (омонимичное) слово Колоть входит в иную ЛСГ: колоть, рассекать, дробить, раскалывать, измельчать; в функции объекта при нем существительные, обозначающие неодушевленные предметы (дрова, камни, орехи, халву, сахар и т.п.), тогда как первое слово КОЛОТЬ имеет при себе объектное слово со значением лица или животного.
Смысловой стержень значений первого слова «причинять боль» у второго слова отсутствует.
1-е слово образует такое родственное гнездо:
1 значение - уколоть, укол, колющийся, колкий, кольнуть, укалывать, покалывать, колющий (прилаг.), колючий, колючка, колючесть, колоться (в 1-ом значении);
2 значение - выколоть, выкалывать, кольнуть;
3 значение - подколоть (убить), заколоть;
4 значение - колючий (перен.), колюче, колкий (перен.), уколоть (перен.).
У второго слова гнездо родственных слов: колоть, расколоть, переколоть, подколоть, (еще что-либо), колотый (прилаг.), наколоть, колоться2, колотить (разбивать), колотушка, колотовка.
Паронимов у слова нет.
6. Слово из активного запаса словаря языка, неограниченной сферы употребления, общеупотребительное.
7. По хронологическому признаку это современное слово, без оттенка новизны или устарелости.
8. Стилистическая характеристика: по эмоционально-экспрессивной окраске слово нейтральное. По функциональной окраске (сфере употребления) слово межстилевое.
- Практические занятия лексикография, лексикология, фразеология
- Общее понятие о современном русском языке
- Тема 2 словарный состав русского языка
- Тема 3 основные понятия семасиологии
- Тема 4 лексическое значение слова
- Тема 5 однозначные и многозначные слова. Смысловая структура многозначного слова
- Тема 6 многозначность и омонимия
- Тема 7 системные (парадигматические) отношения в лексике
- Тема 8 лексические синонимы и антонимы
- Тема 9 системные (синтагматические) отношения в лексике
- Тема 10 динамические процессы в словарном составе
- Тема 11 лексика языка с точки зрения ее происхождения
- Тема 12 иноязычная лексика в современном русском языке
- Тема 13 фразеология русского языка
- Тема 14 структурно-семантическая характеристика фразеологизмов
- Лабораторные работы лексикография, лексикология, фразеология
- Типы и виды словарей
- Тема 2 характеристика словарей
- Тема 3 паронимы в отношении к нормам словоупотребления
- Тема 4 лексико-семантический анализ слова (в контексте)
- Тема 5 анализ фразеологических единиц языка
- Тема 6 общий лексический анализ текста
- Вопросы для подготовки к экзамену по лексикологии (1 курс)
- Практические задания
- Фонетика, фонология, орфоэпия, графика, орфография
- Тема 1 фонетический аспект характеристики звуков
- Тема 2 графический и орфографический анализ
- Фонетический анализ
- Графический анализ слова (фразы)
- Орфографический анализ текста
- Анализ орфограмм 1-го раздела («Написание значимых частей слова») Написание по фонемно-морфологическому принципу орфографии Орфограммы корней:
- Орфограммы в аффиксах:
- Написания по традиционному принципу орфографии:
- Анализ орфограмм 2-го раздела орфографии («Слитные, дефисные, раздельные написания»)
- Анализ орфограмм 3-го раздела орфографии
- Общие выводы
- Анализ орфограмм, изучаемых в школе
- Образец анализа орфограммы № 1
- Образец анализа орфограммы № 52
- Тема 3 фонологический аспект характеристики звуков
- Фонематический анализ
- Тема 4 орфоэпические нормы русского языка
- Орфоэпический анализ текста
- Тема 5 особенности произношения моего товарища (Самостоятельная работа)
- Тема 6 анализ школьных учебников по русскому языку (Разделы «Фонетика, графика, орфоэпия» в учебниках для 5-8 классов)
- Методические материалы по современному русскому языку
- Часть 1, 2
- 308015, Г. Белгород ул. Победы, 85