Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
Вытек из первого, т. к. позволяет .. по аналогичным св-во действий другим или классам и подклассам
Матрица:
№ | а лицо | Б мн-во лиц | В профессия | Г возраст | Д вера | Е место |
1 | Человек мужчина женщина ребенок мальчик девочка юноша девушка | коллектив | Учитель учительница ученик | Взрослый взрослая | Католик католичка | Церковь школа |
2 | животное | стадо | звери |
|
|
|
3 | растения | роща | береза |
|
|
|
4 | Меры | Числа | Веса объем длины |
|
|
|
Аналогичная матрица глаголов связ-ся с предыдущей класс → подкласс.., глагол
| а | б | в | г | д | е | ж |
1 | писать | бежать | лежать | видеть | дышать | ругатсья | продавать |
2 | + | + | + | + | + | + | + |
3 | - | + | + | + | + | - | - |
4 | - | - | + | - | + | - | - |
5 | - | - | + | - | - | - | - |
6 | + | + | + | + | + | - | + |
7 | - | - | - | - | - | - | - |
8 | - | - | - | - | - | - | - |
9 | - | - | - | - | - | - | - |
Глаголы для лиц можно назвать одушевленные, т. е. они обозначают действие, присущие человеку от самых общих (жить, быть, существовать) до спецефич. (ругаться). Извлечь из массива текстов можно как окруж. местоим. я, ты, мы. Глаголы характерные для животных пересек. с глаголами лиц, меньше у растений, еще меньше для минералов, зато возрастает число специфических классов глаголов.
А) Ментальные — в грамматическом коде все глаголы соверш., несоверш. Соверш представляют большой интерес, т.к показывают законч. действия при анализе текста. Глаголы — результативы будут опорными при вычислении причинно-следственной связи.
Б) Движения — примыкает; подгруппы: 1) поверхность (земля, вода)
В) Глаголы статистики
Г) Глаголы визуализации (видеть, глядеть, наблюдать)
Д) Жизнеобеспечения
Е) Чувств. соотнес. с подклассом чувств (гнев, любовь, … ), подклассов признаков чувств (гневный, любящий, … )
При этом к разным группам глаголов можно представлять грамматика-ситуативные схемы. Кто движется? - Субъекты 1,2,5. Куда движется, на чем и т. п.
Если представлены сущ. класса S (Артефакты) могут совершиться действия первого класса, то это «роботы» , замедляющие или имитирующие ее (куклы).
Емкость и тары
Включ общие (бочка, бутылка) до случайных (узел), временные (траншея, яма), жилые (емкость, дом), естеств части (квартира, комната)
По предназначению они часто связаны с соотв глаголами спать — спальня, курить — курилка.
Технические — сарай, амбар, гараж, цех;
культурные — театр, музей;
спортивные — стадион, трек;
культовые — церковь, собор, мечеть;
воспит-образоват — ясли, детсад, школа;
Примеры иерархий для подкласса «человек»:
армейское звание
научное звание
должности (преподаватель
- 1. Фонетическое членение речи.
- 2. Звуки. Артикуляционный аспект звуков речи.
- 3. Артикуляционная характеристика звуков.
- 4. Гласные звуки. Классификация гласных звуков.
- 5. Согласные звуки. Классификация согласных звуков.
- 6. Акустический аспект звуков речи. Качественные характеристики звуков.
- 7. Функциональный аспект звуков речи (фонология). Понятие о фонеме.
- 8. Система фонем в современном русском языке.
- 9. Фонологические позиции. Сильные и слабые фонемы.
- 10. Позиционные чередования гласных фонем. Количественная и качественная редукция гласных фонем.
- 11. Позиционные чередования согласных фонем. Ассимиляция и диссимиляция по глухости/звонкости и по твердости/мягкости.
- 12. Исторические чередования фонем.
- 13. Падение редуцированных гласных фонем и последствия этого явления.
- 14. Чередования, связанные с историей носовых звуков в древнерусском языке.
- 15. Палатализация заднеязычных.
- 17. Фонетическая транскрипция. Фонематическая транскрипция
- 18. Слог. Слогораздел. Типы слогов.
- 19. Фонетическое слово. Ударение
- 20. Речевой такт. Интонация
- 21. Ударение. Интонационные конструкции
- 21. Фраза. Интонация
- 22. Понятие об орфоэпии
- 23. Основные правила русского литературного произношения.
- 24. Произношение гласных под ударением. Произношение безударных гласных.
- 25. Произношение отдельных согласных звуков.
- 26. Произношение групп согласных.
- 27. Произношение некоторых грамматических форм.
- 28. Произношение некоторых аббревиатур. Особенности произношения иноязычных слов.
- 29. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке.
- 30. Развитие русского литературного произношения.
- 31. Грамматическое кодирование
- 32. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): причинность.
- 33. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): следствие, результат, цель.
- 34. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): превращение, изменение
- 35. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): взаимодействие, группировка, общность, объединение
- 36. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): разделение, влияние, условие, вхождение.
- 37. Семантическое кодирование. Двухаргументные (временные признаки): соответствие, управление, подчинение, зависимость.
- 38. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки):свойство, необходимость, возможность, вероятность, есть, нет.
- 39. Семантическое кодирование. Одноаргументные (постоянные признаки): истинность, ложность.
- Семантический код. Его цели. Предназначение. Принцип построения. Возможности.
- Предназначение семантического кода. Термин «смысл».
- Предназначение семантического кода. Текст. Информация. Гипертекст в освоении информации.
- 43. Грамматический и семантический анализ при семантическом кодировании.
- 44. Русский семантический словарь сочетаемости и ассоциативный словарь при семантическом кодировании.
- Предназначение семантического кода. Системный изоморфизм.
- Предназначение семантического кода. Принцип необходимого и достаточного.
- Предназначение семантического кода. Связность классов и подклассов
- 48. Предназначение семантического кода. Принцип иерархичности/ неиерархичности.
- 49. Предназначение семантического кода. Системная метафоричность.
- 50. Ситуативный (ситуационный) семантический код.
- 51. Семантическое кодирование. Выравнивающе-толковательный код. Матрешный код.
- 52. Основные задачи и ключевые понятия речевого интерфейса.
- 53. Исторический обзор проблемы распознавания и синтеза речи.
- 54. Системы автоматического синтеза речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 55. Системы автоматического распознавания речи. Практические приложения речевого интерфейса.
- 56. Лингвистические основы речевого интерфейса. Использование лингвистики в реализации речевых систем.
- 57. Структура речевого сигнала. Анализ и синтез. Спектрально-временные характеристики речевого сигнала.
- 58. Информационная и модуляционная структура речевого сигнала.
- 59. Методы синтеза речевого сигнала. Обобщенные математические модели описания речевых сигналов.
- 60. Методы синтеза речевого сигнала. Геометрическая модель речевого тракта.
- 61. Методы синтеза речевого сигнала. Формантная модель.
- 62. Компиляционные методы синтеза речевого сигнала.
- 63. Методы анализа речевого сигнала.
- 64. Метод цифровой фильтрации речевого сигнала. Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф. Метод цифровой фильтрации
- Спектральный анализ с использованием алгоритмов бпф
- 65. Спектральный анализ на основе линейного предсказания. Формантно-параметрическое описание речевого сигнала. Спектральный анализ на основе линейного предсказания
- Формантно-параметрическое описание речевого сигнала
- 66. Метод кепстральных коэффициентов. Особенности восприятия речи. Свойства рецептивного восприятия речи человеком. Метод кепстральных коэффициентов
- 67. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов. Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала. Свойства рецептивного восприятия речевых сигналов
- Природа слуховых (фонетических) признаков речевого сигнала
- 68. Свойства восприятия минимальных смыслоразличительных элементов речи
- 69. Синтез речи по тексту. Структура синтезатора речи по тексту.
- Структура синтезатора речи по тексту Ключевые понятия:
- 70. Лингвистический процессор. Предварительная обработка текста. Пофразовая обработка текста.
- Предварительная обработка текста
- Пофразовая обработка текста
- 71. Пословная обработка теста. Пример работы лингвистического процессора. Пословная обработка текста
- Пример работы лингвистического процессора
- 72. Просодический процессор
- 73.Фонетический процессор. Артикуляторно-фонетический процессор. Формантный фонетический процессор.
- 74. Аллофонный фонетический процессор. Акустический процессор.
- 75. Аппроксимация геометрии речевого такта. Акустический процессор, основанный на компиляционных методах синтеза речи.
- 76. Классификация систем автоматического распознавания речи. Методы автоматического распознавания речи.
- 77. Классификация методов распознавания речи.
- 78. Метод динамического программирования.
- 79. Метод скрытых марковских моделей.
- 80. Структурно-экспертные методы распознавания речи. Экспертный подход к фонемному распознаванию речи.
- 81. Проблемы обучения в распознавании речи и методы создания эталонных слов. Метод создания многокластерных эталонов речи.
- 82.Проблема плотных упаковок. Формульное представление знаний как вариант плотных упаковок.