logo
Шпора по ЕЯИС, 2ой семестр (Головня) [8282 вопросов]

23. Основные правила русского литературного произношения.

В зависимости от темпа речи различают полный и неполный стили. Полный стиль характеризуется отчетливым произнесением звуков, тщательной артикуляцией, что возможно при медленном темпе речи. В неполном стиле (при быстром темпе речи) отмечается менее отчетливое произношение звуков, сильное редуцирование.

Имеет значение и классификация стилей произношения, связанная со стилистической дифференциацией языка в целом, с наличием экспрессивной окрашенности. Стилистически не окрашенным является нейтральный стиль произношения, ему противопоставляется высокий (книжный, академический) и разговорный.

Произносительные нормы гласных основаны на характерном для современного русского языка яканье, иканье (в бытовой речи) и эканье (в сценической речи):

• в начале слова безударные а и о произносятся как [/\];

• в первом предударном слоге на месте букв а, о произносится [/\];

• в первом предударном слоге на месте букв а, о после твердых согласных перед мягким согласным произносится [ыэ]: жакет – [жыэк´э´т];

• в первом предударном слоге на месте букв а, о после мягких согласных произносится [иэ]: часы – [ч´иэ сы´];

• в остальных безударных слогах на месте букв а, о произносится [ъ]: колос – [ко´лъс]; полка – [по´лкъ]; доброта – [дъбр/\та´], вратари [врът/\]р´и´];

• на месте сочетаний аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносится а-долгий [а]: з[а]сфальтировать, в[а]бразить, п[а]нглийски.

• в конце слов звонкие парные согласные оглушаются: ястреб [jа´стр´ьп], клюв [кл´у´ф], блиндаж [бл´инда´ш];

• перед глухими согласные звонкие парные оглушаются: ловкий [ло´фк´ий], из трубы [иструбы´], пробежка [проб´э´шкъ];

• перед звонкими парными (кроме [в] и [в´]) глухие парные озвончаются: просьба [про´з´бъ], с горы [зг/\ры´];

• твердые зубные согласные смягчаются перед мягкими зубными согласными: сделать [з´д´элът´], жизнь [жы´з´н´];

• двойные согласные являются долгими в тех случаях, когда ударение падает на предшествующий слог: группа [гру´пъ], программа [пр/\гра´ ]. Если ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы: аккорд [/\ко´рт], бассейн [б/\с´э´йн], грамматика [гр/\ма´т´икъ].

Важной особенностью литературного произношение является наличие вариантных норм, свидетельствующих о развитии языка, об изменениях, происходящих в орфоэпической системе.

Приведем некоторые произносительные нормы, касающиеся сочетаний согласных:

• по старомосковским нормам чн произносится как [шн]. Правда, это правило не касается тех слов, которые связаны по своему образованию со словами, имеющими в своем составе букву ч: дача, ночь. В настоящее время [шн] произносится в небольшой группе слов: коне[шн]о, ску[шн]о, яи[шн]ица, наро[шн]о, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, пере[шн]ица. Допустимо двоякое произношение слов, например: було[ч´н]ая – було[шн]ая, моло[ч´н]ица – моло[шн]ица, причем предпочтение отдается произношение [ч´н]. Однако в некоторых словах может произноситься только [чн]: ве[чн]о, челове[чн]о;

• сочетание чт произносится как [шт]: [што´], [што´бы], [н´из/\што´], [ко´йьшто´]. Слово нечто сохраняет произношение [ч´т]: [н´э´ч´тъ], допустимо произношение [шт]: [н´э´штъ];

• сочетание дж в слове дождь по старым нормам произносится [ш´]: дождь [до´ш´]. Под влиянием орфографии возникает произносительный вариант [до´шт´];

• сочетания зж, жж по старомосковским нормам произносятся как [ ]: [в´и а´т´]; [jэ´ у]. В настоящее время произносится долгий твердый ж : [жужа´т´], [по´жъ];

• сочетания зш, сш произносятся как [ш]: без шва [б´иэ шва´], с шумом [шу´мъм], залезший [з/\л´э´шый];

• сочетания тч, дч произносятся как двойной согласный [ч´ч´]: [л´о´ ч´ик], [н/\ла´ ч´ик];

• сочетания дц, тц, тс, тьс произносится как [ц]: у колодца [ук/\ло´цъ], братцы [бра´цы], мыться [мы´цъ], улыбается [улыба´йьцъ];

• сочетания сч, зч на стыке корня и суффикса произносятся как [ ]: извозчик [изво´ ик];

• сочетание лнц произносится как [нц]: со[нц]е;

• сочетания рдч, рдц произносится как [рч´], [рц]: се[рц]е, се[рч´]ишко;

• сочетание здн произносится как [зн]: по[зн]о;

• сочетание стл произносится как [сл]: [ иэ сл´и´вый], однако может в сочетании стл могут произноситься все звуки: хва[стл´]ивый;

• сочетание вств произносится как [ств]: чу[ств]о.

Произносительные нормы касаются звукового оформления:

1. отдельных слов: например, в слове помощник на месте щ произносится [ш] – [п/\мо´шн´ик]; а в слове фонарщик щ произносится [ ]: [ф/\на´р ик]; в слове конечный на месте чн произносится [ч´н]: [к/\н´э´ч´ный], в слове конечно [шн]: [к/\н´э´шнъ];

1. групп слов: в слове искра звучит начальный [и], а в сочетании с предлогом, оканчивающимся на согласный, и в сочетании с приставкой, оканчивающейся на согласный, произносится [ы]: [и´скръ] – [изы´скры]. Это справедливо для всех слов с начальным [и]: межинститутский [м´ьжынст´иту´цк´ий], с Ивановым [сыв/\но´вым], дезинформация [д´ьзынф/\рма´цыйь];

1. отдельных грамматических форм:

а) в глагольных формах постфиксы сь, ся могут произноситься и мягко, и твердо: [ст/\ра´йс´ь] – [ст/\ра´йсъ];

б) в безударных окончаниях 3 л. мн.ч. глаголов 2 спряжения по старомосковским нормам произносится [у]: [ды´шут], [хо´д´ут]; в настоящее время в указанных формах произносится [ът], [ьт]: [ды´шът], [хо´д´ьт];

в) в инфинитиве глаголов на –ивать после заднеязычных, следуя старым нормам, может произноситься [ъв]ать и, согласно новым нормам, - [ив]ать: затраг[ъв]ать – затраг[ив]ать;

г) в окончании прилагательных, местоимений, порядковых числительных –ого на месте г произносится [в]: ново[в]о, перво[в]о, свое[в]о;

д) в безударных окончаниях прилагательных им.п. ед.ч. м.р. используется и старая произносительная норма [ъй], [ьй] и современная норма [ий], [ый]: синий – син[ьй], син[ий]; хороший – хорош[ъй], хорош[ый].

Существуют некоторые особенности в произношении иностранных слов:

• в неокончательно освоенных русским языком словах на месте буквы о произносится [о] без редукции: [боа´], [к/\ка´о];

• перед гласным, обозначенным буквой е, во многих иностранных словах согласный произносится твердо: Шо[пэ]н, ка[фэ], ко[дэ]кс.