Роль математики в гуманитарных науках. Языкознание и математика. Количественные методы в языкознании. Система и структура.
Науки, знания, мнения. Объект и предмет познания. Филология и лингвистика как области гуманитарного знания. Методология, метод, методика. Некоторые методы современной лингвистики, заимствованные у смежных наук. Теоретическая и прикладная лингвистика. Математическая лингвистика. Место и роль математики в современном мире, мировой культуре и истории. Высказывание К. Маркса «Наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой». Естественные науки, математика и языкознание. Количественные методы в гуманитарном знании.
Системный подход в науке. Система, структура, субстанция.
Предмет математики и её характерные черты.
Определение предмета математики по Энгельсу. Понятие изоморфизма, современное определение предмета математики (подход Бурбаки, формулировка концепции математики А.Н. Колмогорова). Высказывание «Математика – царица и служанка всех наук».
Характерные черты математики.
Основные этапы развития математики. Основные понятия и идеи математического анализа
Зарождение математики. Математика постоянных величин. Математика переменных величин. Понятия переменной и функции, бесконечно малой величины и предела, производной и интеграла.
Современный период развития математики. Характерные черты современной математики и направления её развития.
Математика и реальный мир. Моделирование, математические модели действительности.
Метод моделирования. Модель, оригинал, структурная модель.
Математика и действительность. Математические модели действительности. Понятия числа, фигуры и множества как примеры абстрактных, математических моделей количественных отношений и пространственных форм действительного мира.
Аксиоматический метод. Виды абстракций в математике.
Математическое мышление, индукция и дедукция. Аксиомы, постулаты, теоремы, аксиоматический метод. Требования непротиворечивости и полноты аксиоматической теории. Геометрия Евклида, неевклидовы геометрии. Теорема Гёделя и невозможность полной формализации языка.
Особенности математической абстракции по сравнению с абстракциями в иных науках. Абстракция отождествления (обобщающая). Идеализация и ее роль в математике. Абстракции осуществимости. Потенциальная осуществимость и абстракция потенциальной бесконечности. Актуальная осуществимость и абстракция актуальной бесконечности.
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Учебные модули и разделы дисциплины. Виды занятий
- Содержание учебных модулей и разделов дисциплины
- I модуль. Математика как общенаучный метод познания
- Роль математики в гуманитарных науках. Языкознание и математика. Количественные методы в языкознании. Система и структура.
- II модуль. Математические основы гуманитарных знаний
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности
- Статистический подход к исследованию языковых структур. Основы построения лингвостатистических моделей.
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Сочетания, размещения, перестановки.
- Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности. Условная вероятность.
- 2.4. Глоссарий
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. Конспектирование статей
- Справочные данные о местонахождении статей
- Задание № 2. Творческая работа
- Требования к содержанию и оформлению творческой работы
- Примерный перечень вопросов для анализа в сочинении/эссе на тему «я, языкознание и математика»
- 1. Методологические и философские проблемы математики
- 4. Квантитативная лингвистика
- 5. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста
- Задание № 3. Лабораторная работа «Статистический анализ текста»
- 5.3. Указания по выполнению стандартизованного дидактического теста рубежного контроля
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение. Вариант дидактического теста рубежного контроля