5.1. Общие рекомендации
Лекционные, практические и семинарские занятия должны быть направлены на выработку у студентов основ системно-структурного мышления и на разрушение барьеров, вызванных необходимостью перехода от привычного для лингвистов и филологов образного, конкретно-индуктивного стиля мышления к логическому, абстрактно-дедуктивному стилю. Эти барьеры зачастую приводят как к скрытому, подсознательному конфликту с преподавателями математики, так и к открытому «бунту». Для преодоления подобных конфликтов необходим междисциплинарно-интегрированный подход с демонстрацией межпредметных связей и достижений в языкознании, полученных в результате использования математических методов. Формируя у студентов понятие о математике как универсальном инструменте познания, следует показывать границы применимости математических методов в лингвистике и подчёркивать формальную сущность математического моделирования языковых феноменов.
В ходе практических занятий студенты должны освоить базовые принципы и основные математические понятия и методы, применяемые в исследовании языка и речи. Поэтому и лекционный курс, и практические задачи должны быть адаптированы с учётом возможных интересов будущих лингвистов и филологов.
На семинарских занятиях необходимо проверять и совершенствовать теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при изучении специальной литературы. Особое внимание следует уделить статистическому подходу к исследованию языковых структур.
Важнейшим компонентом курса является самостоятельная работа студентов. Поскольку курс призван сформировать у студента способность к рефлексивному анализу возможностей и значимости математики и ИТ для языкознания через собственный опыт, рекомендуется использовать различные формы самостоятельной работы. Прежде всего, студенту необходимо прочно владеть некоторыми терминами и понятиями самой лингвистики – этой цели служит самостоятельная работа со справочной лингвистической литературой (конспектирование некоторых значимых для курса статей из энциклопедий). Выработать и выразить своё представление о роли математики в языкознании большинству студентов позволяет самостоятельная работа по подготовке и написанию творческой работы на тему «Я, языкознание и математика». При этом личное негативное отношение студента к дисциплине, если оно достаточно аргументировано, должно не наказываться, а приветствоваться, так как позволяет организовать дискуссии на практических и семинарских занятиях. Для демонстрации возможностей статистического подхода к исследованию конкретного языкового материала служит задание по нахождению частот грамматических категорий в небольшом тексте и анализу их распределения.
- I. Пояснительная записка
- 1.1. Цели и задачи дисциплины
- 1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- 1.3. Объем дисциплины и виды учебной работы
- II. Содержание дисциплины
- 2.1. Учебные модули и разделы дисциплины. Виды занятий
- Содержание учебных модулей и разделов дисциплины
- I модуль. Математика как общенаучный метод познания
- Роль математики в гуманитарных науках. Языкознание и математика. Количественные методы в языкознании. Система и структура.
- II модуль. Математические основы гуманитарных знаний
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности
- Статистический подход к исследованию языковых структур. Основы построения лингвостатистических моделей.
- 2.3. Практические и семинарские занятия
- Множества, элементы, структуры, отображения.
- Комбинаторика. Сочетания, размещения, перестановки.
- Математика случайного. Субъективное, статистическое и классическое определения вероятности. Условная вероятность.
- 2.4. Глоссарий
- 2.5. Задания для самостоятельной работы
- III. Формы контроля и требования к зачёту по дисциплине
- 3.1. Текущий и итоговый контроль усвоения знаний
- 3.2. Вопросы к зачёту
- IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- 4.1. Рекомендуемая литература
- 4.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Материально-техническое обеспечение дисциплины
- Современные информационные технологии и мультимедийные продукты
- V. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
- 5.1. Общие рекомендации
- 5.2. Указания по выполнению заданий самостоятельной работы Задание № 1. Конспектирование статей
- Справочные данные о местонахождении статей
- Задание № 2. Творческая работа
- Требования к содержанию и оформлению творческой работы
- Примерный перечень вопросов для анализа в сочинении/эссе на тему «я, языкознание и математика»
- 1. Методологические и философские проблемы математики
- 4. Квантитативная лингвистика
- 5. Основные области приложения структурно-вероятностных моделей языка и текста
- Задание № 3. Лабораторная работа «Статистический анализ текста»
- 5.3. Указания по выполнению стандартизованного дидактического теста рубежного контроля
- 5.4. Указания для студентов заочной формы обучения
- VI. Приложение. Вариант дидактического теста рубежного контроля