logo
09_Mathem-UMK-ForLang_CO

I. Пояснительная записка

УМК дисциплины «Математика» предназначен для обеспечения подготовки дипломированных специалистов по направлению 031200 – «Лингвистика и межкультурная коммуникация» и дипломированных специалистов по специальности 050301 – «Русский язык и литература» с дополнительной специальностью 050303 – «Иностранный язык», и реализуется в 5 семестре на 3 курсе. При его составлении учитывались требования Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированных специалистов 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация», утвержденного Министерством образования РФ 14.03.2000, и по специальности 050301 – «Русский язык и литература», утвержденного Министерством образования и науки РФ 31.01.2005 № 708 пед/сп (новый), а также право вуза на замену комплексной дисциплины «Математика и информатика» раздельными дисциплинами «Математика» и «Информатика» эквивалентной суммарной трудоёмкости.

Стратегической задачей современного образования является обеспечение качества образования, при решении которой в рамках системного подхода на первый план выходит проблема гармонизации педагогических парадигм. Основой гармонизации становится компетентностная парадигма, понимаемая в широком смысле как «метод моделирования и проектирования результатов образования» [Байденко В.И.]. При компетентностном подходе помимо компетенций, определяющих возможность адаптации к различным запросам рынка труда и соответствия требованиям конкретного производства, важнейшими являются так называемые «компетенции, инвариантные к области деятельности»: социально-личностные, общенаучные, общепрофессиональные.

Программа дисциплины «Математика» представлена 2 учебными модулями, каждый из которых включает несколько разделов. Модуль «Математика как общенаучный метод познания» направлен на формирование общенаучных компетенций студентов; модуль «Математические основы гуманитарных знаний» направлен на формирование общепрофессиональных компетенций. Общенаучные и общепрофессиональные компетенции обеспечивают мобильность на рынке профессионального труда, формируя когнитивные и методологические способности специалиста, умение выстраивать стратегии обучения, принятия решений и разрешения проблем, технологические умения, связанные с использованием информационных технологий. Междисциплинарный подход к проектированию дисциплины способствует формированию прагматических, лингвистических и коммуникативных компетенций, связанных с умениями лингвистического и филологического анализа различных текстов.

К общенаучным и общепрофессиональным компетенциям, направленным на овладение математическими и информационно-технологическими инструментами, необходимыми для специалиста в области филологического и лингвистического анализа, проекты стандартов 3 поколения относят такие компетенции, как «владение методами и методиками поиска, анализа и обработки научных данных, включая математические методы и информационные технологии», «владение статистическими методами обработки результатов научных исследований, автоматической обработки лингвистического материала». Овладение теоретическими основами и методами математики и информатики (аксиоматический метод; основные математические структуры; вероятность и статистика; математические модели, современные информационные технологии) способствует формированию умений «творчески использовать теоретические положения фундаментальных дисциплин для решения практических профессиональных задач» и «структурировать знания из различных областей профессиональной деятельности».