logo
rysskiu

2. Непременное условие культуры речи – ее чистота

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в сою речь «любимые словечки»: так сказать, значит вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление. В книге С.Соловейчика «Учение с увлечением» приводится письмо трех подружек.

Когда нас вызывают к доске, - пишут они, - появляется какая- то робость, страх. И тут все нужные слова бессмысленно и бесследно исчезают, зато язык щедро снабжает речь такими фразами: «Это, как ее…», «Ну, значит…» и так далее. И главное, если б не знали! А то ведь знаем, учим, понимаем.

Один их читателей газеты «Неделя» обратил внимание на то, что в выступлениях журналистов по радио и ЦТ слишком часто стали звучать вводные словосочетания скажем так, будем так говорить, например: «Каждая школа получила возможность, скажем так, стать яркой, самобытной», «Я посетил, будем говорить, сувенирный цех», «Обслуживание проектов законов затягивается, скажем так», «Момент, действительно, скажем так, весьма своеобразен» («Неделя» 1989. № 49).

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Подобную ситуацию описал журналист А.Суконцев в одном из своих фельетонов:

Мой знакомый электрик, человек с юмором, пришел однажды с лекции.

- Ну, как, - спросил я, - понравилась?

Он молча положил передо мной листок бумаги, весь испещренный крестиками и кружочками.

- Что это?

Крестик – это «значит», а кружочек – «так сказать». Сто восемнадцать крестиков и сто восемьдесят четыре кружочка за два академических часа…

Сами понимаете, о содержании лекции говорить как-то не хотелось.

Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.