Речь и речевое взаимодействие.
План.
Основные единицы речевого общения.
Организация вербального взаимодействия.
Эффективность речевой коммуникации.
Доказательность и убедительность речи. Основные виды аргументов.
Невербальные средства общения.
Без общения, как без воздуха, человек не может существовать. Способность общаться с другими людьми позволила человеку достичь высокой цивилизации, прорваться в космос, опуститься на дно океана, проникнуть в недра земли. Общение для человека – его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, развитие интеллекта. Овладеть искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается.
Предприниматель, управляющий архитектор, референт, врач, строитель, продавец выполняя свою основную работу, вынуждена что-то обсуждать, советоваться, вести переговоры, задавать вопросы, отвечать. От того, насколько умело осуществляется речевая деятельность, зависит успех любой профессиональной деятельности.
Исследователи выделяют и описывают основные единицы общения – речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие.
Под речевым событием понимается протекающий в контексте речевой ситуации дискурс.
Дискурсом (от франц. diskours – речь) называют связный текст в совокупности с экстралингвистическими факторами; текст; взятый в событийном аспекте.
Дискурс – это различные виды речевой практики, бытовой диалог, интервью, лекция, беседа, переговоры и др., т.е.речь, «погруженная в жизнь». Речевое событие включает два основных компонента:
словесную речь и то, что ее сопровождает (дискурс);
условия, обстановку, в которой происходит речевое общение. Таким образом, речевое событие можно представить в виде формулы: «это дискурс плюс речевая ситуация».
Речевая ситуация выполняет важную роль в речевом общении. Она помогает понять смысл сообщения, конкретизируем значение ряда грамматических категорий. Речевая ситуация диктует правила ведения разговора и определяет формы его выражения.
Различают канонические и неканонические речевые высказывания:
Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения синхронно времени его восприятия. При неканонических ситуациях время говорящего может не совпадать со временем адресата.
От природы человек наделен речемыслительным аппаратом, без которого невозможна была бы речевая деятельность. Чтобы заниматься речевой деятельностью, человек должен обладать способностью мыслить и говорить, должен испытывать желание реализовать свою мысль, передать ее другому.
Речевой процесс начинается в коре головного мозга в двух его центрах: акустическом и двигательном. Первый центр – своеобразная «кладовая» памяти, в нем хранятся все известные нам слова. Второй центр руководит органами речи, заставляет их совершать артикуляцию, необходимую для образования того или иного звука. Речемыслительный процесс не ограничивается работой названных центров, в нем участвуют и другие области коры головного мозга.
Речевая деятельность носит социальный характер, который проявляется в том, что для ее осуществления требуется коллектив (самое меньшее два человека).
Помимо непосредственных участников – говорящего (S – субъект) и слушающего (А – адресат) необходим и предмет речи (Д). Необходимо знание языка (L) и, наконец, необходимо само высказывание (V).
Речь, высказывание – продукт речевой деятельности, ее порождение. По речи можно определить психологическое состояние говорящего, его целевое назначение, ее коммуникативную значимость, отношение говорящего к собеседнику. Исследование речевой деятельности органически связано с психологией и социологией.
Ученые сформировали ряд важных организованных принципов речевой коммуникации. Это принципы последовательности, предпочитаемой структуры, кооперации и принципы вежливости.
Всякое логическое доказательство включает три взаимосвязанных элемента: тезис, аргументы и демонстрации. При построении логического доказательства необходимо соблюдать правила выдвижения тезисов и аргументов. При нарушении этих правил возникают различные логические ошибки.
- Русский язык и
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 2 Тема: Язык – знаковая система
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 3 Тема: Формы существования языка
- Тема 1. Язык – знаковая система. Язык. Структурные и коммуникативные свойства языка. Лекция 4 Тема: Функциональные стили
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 5 Тема: Характеристика основных норм литературного языка
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 6 Тема: Особенности русского ударения
- Тема 2. Характеристика основных норм литературного языка. Особенности русского ударения Лекция 7 Тема: Что делает речь яркой и выразительной
- Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативность литературного языка
- Лекция 8
- Тема: Характеристика понятия «культура речи».
- Нормативность литературного языка
- Тема 3. Литературный язык – основа культуры речи. Характеристика понятия «культура речи». Нормативность литературного языка
- Лекция 9
- Литературный язык – основа культуры речи.
- Невербальные средства общения.
- Тема 4 . Речь и речевое взаимодействие. Основные качества речи.
- Лекция 10
- Речь и речевое взаимодействие.
- Тема 4 . Речь и речевое взаимодействие. Основные качества речи.
- 2. Непременное условие культуры речи – ее чистота
- 3. Речь должна быть яркой, образной, выразительной
- 4. Ясность, понятность – существенный признак культуры речи
- 5. Точность – необходимое качество речи
- Тема 5 . Общение и его слагаемые. Лекция 12 Тема: Общение и его слагаемые. Бытовое общение.
- Тема 5 . Общение и его слагаемые. Лекция 13 Тема: Употребление в речи иностранных слов
- Тема 5. Общение и его слагаемые. Лекция 14 Тема: Фразеология
- Тема 6. Устная речь и публичное выступление.
- Лекция 15
- Особенности устной речи. Ораторская речь.
- Тема 7. Деловое общение и его разновидности Лекция 16 Тема: Деловое общение
- Тема 7. Деловое общение и его разновидности
- Лекция 17
- Виды делового общения
- Деловые переговоры.
- Телефонные переговоры.
- Тема 8. Официально - деловая письменная речь
- Лекция 18
- Документ. Основные требования к нему.