logo
Когнитивно-прагматические аспекты лингвистических исследований

Д. А. Салькова концептуализация и семантико-словообразовательные характеристики дериватов

В предлагаемом иcследовании мы попытаемся показать, что концептуализация при деривации имет свои специфические характеристики. Концептуализация при деривации предполагает и базовые концепты семантической модели (семантической структуры) деривата или его словообразовательного значения. Когнитивные процессы при деривации повторяют и некоторые общие закономерности, свойственные таковым и у других языковых единиц.

Анализ проводится на материале немецких деноминативных глаголов. Деноминативные глаголы в немецком языке были описаны достаточно в рамках «предкогнитивных» парадигм. Например, Г. Марчанд детально проанализировал эти глаголы в плане поисков составляющих их словообразовательного значения, остановившись на экспликации эквивалентности категориям членов предложения. В многотомном словаре семантики немецкого словообразования «Deutsche Wortbildung. Typen und Tendenzen in der Gegenwartssprache» авторов Л. Ортнера, Э. Мюллер-Больхагена и др. (2) словообразовательная семантика описана в характеристиках грамматики зависимостей, при этом в аппарате описания - богатый и многообразный набор характеристик, таких как «инструментальность», «средство», «аффицированный объект» и т. д.

Детальный анализ процессов концептуализации в словообразовании в целом по отношению к частям речи предпринят в недавно вышедшей книге Е.С. Кубряковой «Части речи с когнитивной точки зрения» (3). Е.С. Кубрякова показывает, что значения предметности имени существительного или признаковой процессуальности у глагола как ведущие для части речи формируются в актах простейшего обозначения фрагментов материального и потому чувственно воспринимаемого мира. Но при транспозиции, каковой является и образование глаголов от существительных, словообразовательная структура имплицирует концептуализацию отношений между этими ведущими, кардинальными когнитивными структурами. Наш анализ подтверждает эту оценку автора.

Представляется, что концептуализация отношений между базовой и производной структурой эксплицируется или лексикализуется семантической моделью деривата или его словообразовательным значением. Мы ставим знак равенства между этими двумя категориями (4). Одновременно словообразовательная связь лексики, видимо, является одной из языковых репрезентаций упорядоченности структур сознания, о которой пишут специалисты по когнитивной психологии.

Мы рассматриваем словообразовательное значение или семантическую модель деривата как типовое отношение значений дериватов и значений производящей основы или как типовую внутреннюю мотивированность производного (5).

Является типичным, повторяется прежде всего отношение значения деривата к значению производящей основы. Дериват с уникальным отношением названных значений (типа Berlin-Stimmung), окказионализм, понятен только из контекста, он еще не имеет словообразовательного значения.

Словообразовательное значение в качестве типичного и повторяющегося отношения реализуется как инвентаризация типичных, повторяющихся внутренних мотиваций. Словообразовательное значение не идентично внутренней форме слова, эксплицируемой формулой, в которую переводится значение деривата при парафразировании. Внутренняя форма деривата - это экспликация определенных семантических компонентов его лексического значения, интерпретация лексического значения. Словообразовательное значение охватывает большое количество разноструктурных дериватов как один и тот же тип внутренней формы. Поэтому категория словообразовательного значения совпадает, по нашему мнению, с категорией семантической модели.

При дальнейшей идентификации семантических моделей дериватов как одной из методик анализа специфики концептуализации мы исходим из того, что оценка предикативным (6) или атрибутивным (7) является отношениями ономасеологического базиса и признака, не противоречат друг другу, так как атрибутивные отношения - это конвертированные предикативные. Фактически они совмещаются в оценке, что значение деривата, как правило, парафразируется в опорное слово с детерминирующим значение слова придаточным предложением.

Исследования же словообразовательных систем, в том числе и предпринятые нами, уже давно подтвердили положение, что семантические категории, конституирующие словообразовательное значение, могут быть весьма различного объема и степени абстракции - от грамматичных до очень конкретных и узких лексических (8).

Нам представляется, что такая экспликация понятия словообразовательного значения конгруэнтна с оценками когнитивного анализа, а именно с оценкой Е. С. Кубряковой, что ономасеологическая структура производного слова трехчленна, ее организация зависит от того, с помощью какой еденицы сформированы базис, признак предикат или ономасеологическая связка. Ономасеологическая связка или предикат осуществляют связывание в единую структуру двух категориальных концептов, один из которых фиксируется базисом слова, другой ономасеологическим признаком. «Как отдельная лексема, - пишет Е. С. Кубрякова, - произвольное слово передает индивидуальное значение, но поскольку в его передаче используется расчлененный способ представления такого значения, дефиниция производного слова должна отразить и референцию к определенному денотату, и референцию к своему источнику» (9).

На базе перечисленных выше категорий мы проводим семантико-когнитивное иследование немецких деноминальных глаголов.

Выявились несколько типов структурирования словообразовательной семантики этих дериватов и несколько типов концептуализации при образовании описываемых глаголов.

Прежде всего выявляются семантические модели, почти не отягощенные «наращиванием» (термин Е. С. Кубряковой) семантическими компонентами, прототипические в плане отношений предметности-процессуальности и выступающие поэтому как первичные при деривации. Специфика концептуальности еще не подверглась дальнейшему усложнению. Среди них зарегистрированы следующие:

1. hammern - от Hammer, т.е. Mit dem genannten Wekzeug die diesbezügliche Tätigkeit ausführen (Производить названным инструментом соответствующую деятельность.) Создаваемый семантический предикат - действие, акциальность.

На базе концепта «действие» и концепта «орудия труда» развивается концепт «трудовой деятельности при помощи этого инструмента». Аналогично: meisseln, formen, hanteln.

2. flöten от Flöte, семантическая модель деривата: «mit einem Musikinstrument Musik machen» - «создавать музыку музыкальным инструментом». Модель в принципе очень близкая первой, но возникающий семантический предикат объединяет и характеристики акциальности, и характеристики процессуальности.

Аналогично: trommeln, geigen.

На базе концепта музыкального инструмента и указанных семантических предикатов создается концепт «создание музыки». Но также и концепт «звучание», что создает далее диффузность, о чем ниже.

3. entkalken от Kalk, т.е. einen Stoff/ Gegenstand entfernen, («удалять вещество, предмет».)

Специфика этой модели в значительной степени определяется спецификой словообразовательного значения глагольных дериватов с префиксами ent-, aus-, ab-. Возникающий семантический предикат: превращение. Аналогично: enthaupten, abfischen, abfäben, ausdampfen. Из концепта «предмет, вещество» образуются концепты мануальных действий над этим объектом, часто получают значение разрушения, распада.

Это особенно наглядный пример того, что концептуализация связана (или рефлектуется) и словообразовательным значением.

4. fohlen от das Fohlen, т.е. ein Jungeu kriegen/ jungen - родить детеныша. Семантический предикат, возникший в результате деривации - процессуальность. На базе концепта «детеныш», «вновь рожденное потомство» возникает концепт «процесс рождения потомства». Аналогично: ferkeln, kalben.

Этот случай относится к тем, относительно которых в литературе по словообразованию остается нерешенным вопрос о направлении производности. В любом случае мы должны констатировать принадлежность обоих концептов к одному и тому же ассоциативному полю и их естественно обусловленную связь.

5. pappen от Pappe означает Eigenschaft von Pappe haben, иметь свойство клейстера. Аналогично: keimen. Семантический предикат-характеризация.

Из концепта «предмет, вещество с какими-то характерными свойствами» возникает концепт проявления этого свойства.

6. beschuhen от Schuh, семантическая модель: mit dem genannten Objekt versehen - cнабдить объектом, обозначенным в базовом сществительном (модель орнативности). Семантический предикат акциональность. Аналогично: bemannen, bebildern, belauben.

Концепт объекта развивается в концепт придания возможности обладания этим предметом.

7. polstern от Polster, семантическая модель durch einen Gegenstand mit einer Eigenschaft versehen. Через создание возможности обладания каким-то предметом придать объекту новое качество. Семантический предикат - акциональность. Аналогично: kacheln, bepudern.

На базе концепта «материал как продукт какого-то производства» возникает концепт «придания чему-то нового качества через названный материал».

8. blättern - Blätt, семантическая модель - mit dem (an dem) genannten Gegenstand etwas tun - что-то делать с названным предметом. Аналогично: stückeln: 1. - разбивать на куски; 2. - сшивать из кусков. Семантический предикат - акциональность.

Из концепта предмета развивается концепт действия с данным предметом или над названным предметом. Так как для данной модели нет более конкретной детализации, что именно производится с предметом, возникают также основания для диффузности значений.

9. federn от Feder, семантическая модель: die Funktion des genannten Gegenstandes ausführen - функционировать в соответствии с функцией предмета, названного в базовом существительном. Семантический предикат - процессуальность. Аналогично: bremsen, distanzieren, betten.

Kонцепт предмета со специфическими функциями перерастает в концепт реализации данной функции.

10. ackern от Acker, семантическая модель auf einem Objekt mit lokalen Charakteristika etwas tun - производить какое-то действие над объектом с локальными характеритиками. Семантический предикат - акциональность. Аналогично: stranden, landen, moorbaden.

Концепт объекта с какими-то локальными характеристиками развивается в концепт действия, связанного с данным объектом.

11. gaunern - Gauner, семантическая модель - in der Rolle der genannten Person wirken - выступить в роли, обозначенной названным лицом. Семантическая модель - характеризация. Аналогично: kaspern, räubern.

Из концепта «лицо с определенной ролью в обществе, с определенным отношением в обществе» развивается концепт «осуществленния этой роли, реализация отношения».

12. schauspielern - Schauspieler, семантическая модель: seinen Beruf ausьben - работать, осуществляя свою профессию. Семантический предикат: акциональность и процессуальность. Аналогично: tischlern, lotzen, gärtnern, buchbindern, schriftstellern.

Приведенный список не является законченным, в немецком языке деноминативные глаголы представлены еще многими типами. Но во всех этих случаях очевидно, что концепты - база первичных значений, возникающие при образовании глаголов из имен существительных, относятся к тому же самому концептуальному полю. И концепт ономасеологического базиса, и концепт ономасеологического признака - собственно, одна и та же понятийная основа, структурированная либо как предмет, либо как действие. Причем действие или процессуальность возникает на базе предмета-инструмента действия,на базе предмета-материала действия, вещества, объекта, на котором производится действие. Действие может быть осуществлением профессии или роли лица.

На базе значений, названных нами первичными, базовых процессов деривации во многих случаях развиваются вторичные, но неметафоризированые (в узком понимании категории метафоры неэквивалентном категори семантического изменения вообще). Их возникновение, как правило, обосновано самой логикой описываемых фактов. Так, из концепта «рождения детеныша» развивается более общий концепт отделения вообще. Сравните: kalben - телиться; 2. - отделяться.

Из концепта «звучание музыкального инструмента» развивается значение «приятно/слащаво петь» (дальнейшее развитие - уже полная метафора). Например: flöten.

Концепт - механизм передачи национальной культуры от поколения к поколению. И человек через концепт входит в культуру. Концепт - в структуру входит все то, что делает его фактом культуры, исходная форма (этимология), сжатая до основных признаков содержания истории, современной ассоциации, оценки и т.д. Концепт - это понятие, окруженное национальным лексическим фоном эпохи.

Проблема очень частотной невозможности провести границы между отдельными значениями многозначного слова была эксплицирована давно. В классической лингвистике пытались исчислять отдельные значения по числу референтов, идентичность которых тоже не всегда очевидна.

В линвистической литературе, проблематика которой выросла на основе достижений дистрибутивной лингвистики, были предложения отличать такие границы изменениями в валентности (13). То, что не все изменения в семантике регистрируются дистрибуцией, доказала сама дистрибутивная лингвистика и логика возникновения трансформационной грамматики.

Л.В. Щерба предлагал использовать для решения вопроса о границах значений методику определения возможности/ невозможности перевода отдельных значений. Такая методика адекватна при составлении двуязычных словарей, но включает при этом чужую систему концептуализации, иную картину мира. Представляется, что диффузность типа: «blättern» - перелистывать, «blättern» - слоиться, «blättern» - отсчитывать бумажные деньги - репрезентирует нерасчлененность самого концепта в языковом сознании того или иного языка.

Несомненно также, и это уже описано в литературе, что рядом с диффузностью, или смыкаясь с ней, существует так называемая слабая семантическая дифференцированность языковых единиц.

Богато представлены в немецком языке отыменные глаголы, имеющие не одно, а несколько значений, часто далеких от значения мотивирующего существительного.

Большую роль при этом играет метафоризация. Говоря о метафоризации, следует упомянуть и важность знания сложившейся культурной ситуации, обычаев носителей языка. Зачастую необходим контекст для расшифровки значения полисеманта, выявляется несколько разных случаев:

1. Метафоризируется, символизируется название животных, каждому приписывается какая-либо характеристика, присущая или приписываемая данному животному. Причем в разных культурах - это разные качества. Здесь необходимо знание обычаев и культуры народа - носителя языка. Сравните: dachsen - der Dachse - cурок. Сурку в немецком языковом сознании предписываются такие качества, как лень, наглость, отсюда значение глагола - «быть ленивым, наглым», добавляется некоторая негативная оценка действию, также присутствует статика. Или: bocken - der Bock, wie ein Bock stehen. На основе движений, присущих данному животному, совершен перенос значения: bocken - «вставать на дыбы, капризничать».

Sich schlängeln - die Schlange - wie eine Schlange handeln. В данном случае зрительная характеристика становится символом характеристики поведения: sich schlängeln - «изворачиваться, хитрить».

Большая часть образований, отнесенных к данной группе, употребляется в сленге.

Много образований типа: kanghuruen. Метафорзируется базовое существительное; дериват со значением орнативности, чаще всего приставочные глаголы с приставкой be-: benebeln - der Nebel - der Rausch als ob man im Nebel wäre, образ тумана сравнивается с «дымом, опьянением». Семантический предикат - «превращать». Эта группа слов относится к сленгу, но есть тенденция к переходу в нормативную лексику.

3. Дериваты, имеющие значение образа удачного действия с оценочным характером, например: fischen - der Fisch, - als man einen Fisch als Resultat des Angelns hätte, удачный результат действия - «вылавливать, выуживать».

Явление сценарности, присущее этой группе дериватов, можно рассмотеть на нижеследующем примере: blüten lassen - «заставить заплатить большой ценой; буквально: заставить истекать кровью. Оценка результата действия. Истоки возникновения этого концепта своими корнями уходят глубоко в историю, во времена кровавых междоусобиц и кровной мести, когда человечество жило по принципу «око за око, зуб за зуб».

В зависимости от семантики базового существительного можно говорить и об отрицательной окраске концепта.

4. Обобщение признака, характерного для базового существительного, часто это название продукта или его компонента. Метафоризируется базовое существительное, например: absahnen - die Sahne. Необходимо знание культурной ситуации, сливки в сметане - это лучшее, это на поверхности; снимать сливки - значит брать лучшее, но не прикладывая особых усилий. Налицо негативность названного дериватом действия.

5. Большинство метафор, служащих базовыми существительными для этой группы, воплощают в глаголе семантический предикат на основе сравнения. Их толкование может привести к перифразе: действовать/ быть в состоянии, как например: entmenschen - лишать человеческих черт. Из базового существительного «der Mensch» берется только одна оценка, предписываемая человеку высшего образца, подразумеваются лучшие качества человека. Приставка ent- в данном случае служит показателем лишения чего-либо.

6. Богато представлена группа метафор, образованных из фразеологических оборотов и не имеющих ничего общего с первичным значением базового существительного.

Например: kдfern - nicht reicht bei Verstand sein. На первый взгляд кажется, что дериват образован от метафоры «Käfer» - «милая девушка», но это совсем другое значение.

Здесь за основу, очевидно, взят фразеологизм «du hast wohl einen Käfer geschlukt».

То есть глагол стягивает здесь, не метафоризуясь дополнительно, значение фразеологического оборота.

Метафоры основаны в этих глаголах на фундаментальном восприятии и оценке окружающего мира, очень частотно на постоянной, ставшей традиционной оценке животных, лиц, явлений. Или метафоры развиваются из уже метафоризированных названий, объектов, и в этом случае осуществляется лишь процессуализация какого-либо явления.

Все процессы метафоризации можно «поднять» синтаксичной формулой деривата, эксплицирующей его словообразовательное значение. Иными словами, между спецификой концептуализации и словообразовательным значением описаных дериватов есть конгруэнтная параллельность. И семантическое моделирование может служить базой при анализе процессов концептуализации.

Библиографический список

1. Marchand H. Die Ableitung desubstantivirscher Verben mit Nullmorphem im Französchen und Deutschen // Die Neueren Sprachen, 1964, N8.

2. Ortner L., Mьller - Bollhagen. Deutsche Wortbildung. Typen und Tendenzen in der Gegenwartssprache. Berlin. New York.: Walter der Gruyter, 1991.

3. Кубрякова Е.С. Части речи с когнитивной точки зрения / Ин-т языкозн. РАН. М., 1997.

4. Салькова Д.А. Синтаксические поля и семантическое моделирование. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983.

5. Schwarz M. Einführung in die Kognitive Linguistik Tьbingen: Francke Verlag,1995

6. Cалькова Д.А. Указ. соч.

7. Данную точку зрения представляет, например, в германистике Т. Шиппан: Schippan Th. Die Verbalsubstantive der deutschen Sprache der Gegenwart. Habilitationsschrift, 1967.

8. Из оценки «атрибутивность отношений» исходит, например, Б. Науманн: Naumann B. Wortbilldung in der deutschen Gegenwartssprache //Germanistische Arbeitshefte.H.Y. Tübingen, 1972.

9. Эта точка зрения представлена, например, у Р.З. Мурясова. См.: О словообразовательном значении и семантическом моделировании частей речи // Вопр. языкозн. 1976. № 5.

10. Кубрякова Е.С. Указ. соч. С. 206.

11. Кубрякова Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова. М., 1981.

12. Henn - Memmesheimer B. Metapher// Der Deutschunterricht. H.5, 1991, s. 21 - 41.

13. Арутюнов А.Р. Лексикология немецкого языка. М., 1971.

14. См. например: Русская грамматика / АН СССР. М.: Наука, 1982.