logo
semsinmo

Глава V. Речевая деятельность

1. Система языка существует, как неоднократно подчеркивалось, прежде всего для того, чтобы сделать возможной речевую деятельность. Правила, по которым функционируют языковые единицы, принадлежат языку, но реализуются в речевой деятельности. Если языковая система описана достаточно полно, то это описание, естественно, включает и правила «поведения» единиц языка. Что же в этом случае остается на долю описания речевой деятельности?

Можно было бы посчитать, что такого отдельного аспекта просто не существует: поскольку речевая деятельность — это функционирование системы языка, то, соответственно, ее описание — это та часть представления языка, которая имеет дело с динамикой системы, а не ее статикой. По-видимому, такой подход в известной мере оправдан. Но даже и при изложенном возможном понимании специфика деятельностного, динамического, процессуального аспекта системы столь велика, что безусловно оправдывает его автономность в рамках общего описания языка. К тому же речевая деятельность осуществляется в широком контексте психической и социальной активности человека, что лишь ограниченно отражает описание и моделирование системы как таковой. Наконец, для реальной речевой деятельности человека исключительно важна гибкость стратегий, эвристичность используемых процедур, а все эти аспекты по понятным причинам не могут быть охвачены моделью языковой системы, даже если в ней достаточным образом учтен динамический характер языка.

Последнее можно изложить и несколько иначе. Реальна своего рода релятивизация стратегий использования языка относительно типа речевого акта. Система предоставляет в распоряжение говорящего/слушающего некоторый набор правил, которыми он может воспользоваться; однако по крайней мере часть этих правил, притом значительная, оставляет за носителем языка право выбора, на который свои ограничения налагает тип речевого акта (речевой ситуации). Эти сложные взаимозависимости «прав» и ограничений уже не принадлежат языку как таковому; их естественнее относить к собственным закономерностям речевой деятельности. К ним же принадлежат уже упомянутые эвристики, используемые, главным образом, /237//238/ слушающим для повышения эффективности и быстродействия коммуникативного процесса.

Все сказанное, думается, объясняет, почему целесообразно обсуждать отдельно проблемы речевой деятельности, даже признавая, что основное содержание ее составляет реализация правил, с необходимостью присутствующих в самой языковой системе.

Занимаясь вопросами речевой деятельности, невозможно не разграничивать две ее стороны: восприятие и порождение речи. Хотя общность соответствующих процессов несомненна, а еще более несомненна их теснейшая связь, — достаточно сказать, что говорящий слушает не только партнера при смене ролей, но и самого себя с целью самоконтроля, — специфичность речепорождения и речевосприятия требует их раздельного рассмотрения.