logo
лексика

30. Мотивированные и немотивированные значения, виды мотивировок.

Выделяют значения прямые и переносные, а также мотивированные и немотивированные. Немотивированное – то, которое ни из чего не выводится. Слово мотив в значении причина. Немотивированность не означает того, что мы не можем установить того, откуда произошло слово. Мотивированность берется для носителя языка. Мотивирование – все значения, которые выводятся из немотивированного. Прямое значение мыслится как независимое, а переносное образуется на основе сходства. Все немотивированные значения являются прямыми, а среди мотивированных есть переносные и прямые.

Типы переносных значений:

Перенос осуществляется на основе ассоциаций

1. перенос по сходству (метафора)

2. перенос по смежности (метонимия)

Их важно противопоставлять. Метафора связана с выбором, а метонимия с комбинацией. Метафора связана с селекцией, выбором. Ось селекции и ось комбинации. Метонимия – комбинирование языковых единиц. Служит для расширения комбинативных возможностей. Метонимия способствует экономии языковых средств. Метафора помогает освоить новые смысловые пространства. Есть научные метафоры (валентность слова). Обогащает смысл науки.

Метафоры не хаотичны. Подчинены общим тенденциям. Метафоры оказали существенное воздействие на сознание говорящего. У каждого народа своя языковая картина мира. Выделение перенос от неодушевленного к одушевленному и наоборот (олицетворение). Среди метафор есть те, что основаны на переносе по сходству функций (дворники). Некоторые выделяют самостоятельный вид переноса. Среди метонимии выделяется количественная метонимия (синекдоха, совместное подразумевание). Название части служит названием целого, либо наоборот (народ). Выделяют синекдоху числа (единственное в значении множественного). Перенос с имени лица на вещь. Метонимия служит средством экономии.