logo
Ответы к экз

20. Перспективы языкового развития человечества.

Узкое использование искусственных языков, их вспомогательный характер заставляет признать, что языковое будущее человечества надо искать в современном его состоянии. Важно подчеркнуть длительность и поэтапность образования языка будущего.

Необходимо также помнить, что образование единого языка человечества – очень и очень длительный процесс, не только языковой, но и экономический, политический и культурный.

Наблюдается одновременное проявление двух противоположных процессов: центростремительного (к объединению, слиянию языков, к отмиранию одних и выдвижению других) и центробежного (к развитию, обособлению языков, к отстаиванию их самостоятельной ценности).

Как заметил однажды В.И.Ленин, «всемирным языком, может быть, будет английский, а может быть, – русский» (т. 24, с. 387).

Сейчас в качестве единого всемирного языка навязывается американский вариант английского языка. Подобная ситуация уже была в истории России. Перед нашествием Наполеона русские дворяне говорили сплошь на французском языке и знали его подчас лучше, чем русский (см., напр., роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир»). Перед вторжением Гитлера все школьники усердно зубрили немецкий (как сейчас – английский), а английский язык тогда в предпочтениях школьников занимал позиции второстепенного.

Важно помнить, что каждый национальный язык – это уникально-неповторимое «окошко» в мир, и исчезновение языков фактически означает обеднение ментального пространства планеты Земля.