Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
1.Язык как предмет языкознания. 3
2. Комплексные научные дисциплины как отражение процесса дифференциации научных областей и синтеза научного знания (социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика, нейролингвистика, математическая лингвистика и др.). 4
3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание. 5
4. Значение науки о языке. 8
5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка. 9
6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения. 13
7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации. 16
8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике. 18
9. Функции языка как его сущностные характеристики. 21
10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества. 23
11. Язык и "картина мира". 25
12. Социальная дифференциация языков. 29
13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов. 30
14. Основные теории происхождения языка. 32
15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке. 37
16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки. 41
17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы. 46
18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка. 48
19. Языки живые и мертвые, искусственные языки. 54
20. Перспективы языкового развития человечества. 55
21. Языковые контакты. Билингвизм. 56
22. Язык как системно-структурное образование. 59
23. Количественные и качественные различия элементов системы. 61
24. Лексические и грамматические значения. 63
25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка. 64
26. Понятие об элементах и единицах языка. 66
27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц. 68
28. Функции элементов и единиц языка. 70
29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке. 71
30. Язык и мышление. 73
31. Язык как средство выражения и передачи мысли. 74
32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации. 75
33. Учение Ф. де Соссюра о лингвистическом знаке. 77
34. Понятие о нулевом языковом знаке. 81
35. Значение и значимость языкового знака (по А.А.Реформатскому). 83
36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка. 85
37. Значение письма и письменности в истории общества. 85
38. Соотношение письменного и звукового языка. 86
39. Пиктография. 88
40. Идеография. 89
41. Алфавитное письмо. 91
42. Теория письма. Графика и орфография. 92
43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии. 92
44. История письма. 94
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.