3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
Каждый из указанных пяти предметов, каждая из пяти граней выбранного предмета рассматривается не менее чем в пяти целевых подсистемах, соответствующих генетическому, логическому, динамическому, функциональному и уникально-неповторимому аспектам (целевые подсистемы – далее ЦП – «Всеобщее», «Общее», «Конкретно-абстрактное», «Особенное», «Единичное»):
всеобщее (где решаются вопросы генезиса, происхождения – вопросы «Почему? Откуда? По какой причине?»);
общее (где решаются вопросы логики построения – вопросы «Какова модель? Каковы исходные понятия?»);
конкретно-абстрактное (где рассматриваются динамические, процессуальные, деятельностные аспекты проблемы – вопросы «Как? Каким образом?»);
особенное (где рассматриваются функциональные, целевые аспекты проблемы – вопросы «Зачем? С какой целью?»);
единичное (где рассматриваются уникально-неповторимые аспекты проблемы – вопросы «Кто является исполнителем? Кто носитель?»).
В итоге данная методология предусматривает жёсткую последовательность исследовательских шагов. В результате вырисовывается изящная 25-клеточная схема:
Табл. 1
-
Всеобщее
Общее
Конкретно-абстрактное
Особенное
Единичное
Всеобщее
1
5
4
3
2
Общее
6
7
8
9
10
Конкретно-абстрактное
15
14
13
12
11
Особенное
19
16
17
18
20
Единичное
24
21
23
22
25
Следует оговориться, что использованию обсуждаемой здесь универсальной схемы исследования должно предшествовать соблюдение ряда условий.
Во-первых, такое исследование возможно лишь в условиях, когда уже сформирован концептуальный аппарат науки и создан исходный каркас понятий.
Во-вторых, реальная конкретность должна «... постоянно витать в нашем представлении...» (К.Маркс 1958: 728).
Наконец, в-третьих, необходимо построение исходной «первоклеточки», в которой бы содержался некий синтез отправных абстракций (предположений).
Достоинства универсальной схемы научного исследования:
1) Этот метод даёт возможность учёному увязать в одну логическую цепь вроде бы разнородные накопленные факты, наблюдения и полученные результаты.
2) Овладев методологией, учёный приобретает способность ориентироваться в безбрежном океане фактов и мнений, получает возможность критически и, следовательно, более объективно оценивать результаты коллег, а также свои собственные.
3) Данный метод позволяет сосредотачиваться не на извечной проблеме "Кто виноват?", а на более важной – "Что делать?" Позитивный характер данного метода составляет одну из самых сильных его сторон.
4) В данной схеме исследования заключаются свойства как "мужского", так и "женского" типов мышления.
Мужской тип мышления, напомним, дедуктивен и строится как путь от общего к частному. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением слева направо, ср. последовательность шагов рефлексии: 1-2, 6-7-8-9-10, 16-17-18, 19-20, 21-22, 24-25.
Женский тип мышления, как правило, индуктивен и строится как путь от частного к общему. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением справа налево, ср. последовательность шагов: 2-3-4-5, 11-12-13-14-15, 18-19, 23-24.
5) Появляется возможность сблизить научный и художественный способы постижения истины. При использовании этого универсального метода исследование начинает саморазвиваться как нечто независимое от воли автора, начинает как бы самонадиктовываться.
6) Человек получает возможность видеть мир таким, каким он является на самом деле. Объективность мировоззрения позволяет человеку целенаправленно и осознанно улучшать своё здоровье, финансовое благополучие, творчески решать проблемы личностного саморазвития, улучшать свои межличностные взаимоотношения, повышать свой социальный статус, чувствовать себя благополучным человеком.
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.