12. Социальная дифференциация языков.
Структура и система языка в эпоху его национальной жизни не обнаруживают сколько-нибудь заметных социальных различий. И в этом смысле не может вызвать никаких сомнений тезис «язык общенароден, а не классов». Однако процесс речевого функционирования языковой структуры находится под сильным влиянием различных общественных сил, в частности профессиональных интересов и запросов, социальных вкусов и взглядов, возрастной психологии и т. д. Возникает дифференциация (распределение) функционирующей языковой структуры – по своему существу распределение социальное. Эта дифференциация может затрагивать и самоё структуру, её свойства и особенности, хотя соответствующий круг явлений обычно уходит из поля зрения наблюдателя-лингвиста, потому что эти явления тонки и не столь бросаются в глаза.
Функционирующий язык получает несколько «плоскостей» социальной дифференциации:
а) Дифференциация по территории. Это хорошо известные местные, территориальные диалекты, которые представляют собою варианты общего языка народа, отличающиеся друг от друга сильными (степень этой силы может быть различной) структурными особенностями.
б) Дифференциация по виду (способу) материального воплощения речи. Это устная и письменная «формы» общего языка, также представляющие собою его функциональные варианты», отличающиеся друг от друга и известными особенностями структуры.
в) Дифференциация по мононаправленности или полинаправленности языковых средств в процессе речи. Это диалогический (полилогический) и монологический варианты функционирующего языка. В случае монолога направленность языковых средств – односторонняя, в случае диалога – двусторонняя, в случае полилога – многосторонняя. Эти варианты функционирующего языка отличаются друг от друга многими особенностями, функциональными и структурными, уже в силу того, что монологический процесс – целостный, непрерывный, диалогический и полилогический – прерывистый.
г) Дифференциация по типам деятельности социального коллектива, т. е. общества. Это всем известные стили языка, которые обычно называют функциональными (наиболее известны такие функционально-стилевые варианты языка, как научный, официально-деловой, публицистический, художественный и разговорный стили).
д) Дифференциация функционирующего языка по социальным группам людей, по социальным слоям населения. Это профессиональные, сословные, классовые варианты функционирующего языка, точнее – его функциональных стилей (социальные «варианты вариантов»).
е) Дифференциация по жанрам и типам словесных произведений. Это также «варианты вариантов», соотнесенные с международным договором, обвинительной речью на суде, политической речью на митинге, отчётным докладом, научной статьей, романом, басней и т. д. (жанровые «варианты вариантов»)
ж) Дифференциация функционирующего языка по авторам словесных произведений. Это личностные «варианты вариантов», более полно и отчетливо выраженные в художественной литературе.
Изучение всех «плоскостей» социальной дифференциации языка – проблема актуальная и для теории, и для практики. Глубокое изучение и понимание этой проблемы позволило бы отчетливее видеть причины и направления языковых изменений, связи вариантов языка с условиями жизни людей, позволило бы получить действенные рекомендации для улучшения речевого поведения человека.
- Вопросы и ответы к экзамену «Введение в языкознание» (2011-2012 учебный год)
- Язык как предмет языкознания.
- 3. Разделы языкознания. Общее и частное языкознание. Синхроническое и диахроническое языкознание. Теоретическое и прикладное языкознание.
- 4. Значение науки о языке.
- 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме научного исследования и её роли в целостно-системном подходе к проблемам изучения языка.
- 2) Пять ступеней сущности предмета.
- 3) Пять аспектов универсальной схемы научного исследования. Достоинства универсальной схемы научного исследования.
- 4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
- 6. Понятие о пяти ступенях сущности языка и пяти целевых подсистемах его изучения.
- 1) Пять ступеней сущности языка. Уровни мышления, языка, психофизиологии, речи и общения. Науки, их изучающие.
- 2) Пять целевых подсистем (основных аспектов) изучения языка – генетический, логический, динамический, функциональный, личностный аспекты.
- 7. Несовпадение речевых фактов и их интерпретации.
- 8. Язык как особое общественное явление. Язык и раса. Язык и другие средства общения. Понятие о социолингвистике.
- 9. Функции языка как его сущностные характеристики.
- 10. Язык и культура. Отражение в языке культуры общества.
- 11. Язык и "картина мира".
- 12. Социальная дифференциация языков.
- 13. Территориальная дифференциация языков. Виды диалектов.
- 14. Основные теории происхождения языка.
- 15. Историческое развитие языков. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи (стадии развития языков). Понятие о внешних и внутренних факторах изменений в языке.
- 16. Проблема праязыка (почему его все ищут?). Праязык и славянские языки.
- Термины родства Местоимения
- Суффиксы Приставки
- 17. Развитие национальных языков, понятие литературного языка и нормы.
- 18. Исторические изменения в словарном составе, грамматическом строе, звуковой стороне языка.
- 19. Языки живые и мертвые, искусственные языки.
- 20. Перспективы языкового развития человечества.
- 21. Языковые контакты. Билингвизм.
- 22. Язык как системно-структурное образование.
- 23. Количественные и качественные различия элементов системы.
- 24. Лексические и грамматические значения.
- 25. Понятие яруса (уровня) языка, основные языковые ярусы и единицы системы языка.
- 26. Понятие об элементах и единицах языка.
- 27. Элементы и единицы языка, речи и коммуникации. Понятие об инварианте и варианте языковых элементов и единиц.
- 28. Функции элементов и единиц языка.
- 29. Синтагматические, парадигматические и иерархические отношения в языке.
- 30. Язык и мышление.
- 31. Язык как средство выражения и передачи мысли.
- 32. Психофизиологический и психологический субстрат единиц мышления, языка, речи и коммуникации.
- 33. Учение ф. Де Соссюра о лингвистическом знаке.
- 34. Понятие о нулевом языковом знаке.
- 35. Значение и значимость языкового знака (по а.А.Реформатскому).
- 36. Лингвистический знак и разграничение элементов и единиц языка.
- 37. Значение письма и письменности в истории общества.
- 38. Соотношение письменного и звукового языка.
- 39. Пиктография.
- 40. Идеография.
- 41. Алфавитное письмо.
- 42. Теория письма. Графика и орфография.
- 43. Принципы орфографии. Фонетический, морфологический и традиционный принципы орфографии.
- 44. История письма.