41. Учения о фонеме.
Учение о фонеме (фонология) исследует функции фонемы в языке.
Фонетика изучает способы образования звуков речи и их акустические свойства.
Понятие «фонема» ввел И.А. Бодуэн де Куртенэ. Он указал на то, что звуки речи имеют двоякую природу: физическую и функциональную.
Термин «фонема» стали употреблять для обозначения звуков, важных для различения значений.
В живой речи произносится значительное количество разнообразных звуков, которые объединяются в сравнительно небольшое число звуковых типов, способных дифференцировать слова и их формы, т.е. служить целям общения.
Эти звуковые типы и называют фонемами.Суть учения о фонемеКаждый звук имеет свои характеристики: силу, тембр, высоту, длительность и т.д. Однако в процессе речи звуки взаимодействуют или оказываются в определенных позициях, что ведет к некоторым изменениям.2. Каждая фонема – это совокупность признаков.Изменение одних признаков безразлично для языка, т.к. не меняет различительной способности звука.
Изменение же других признаков влечет за собой изменение значения слова или искажение его до неузнаваемости.
3. Признаки небезразличные называются дифференциальными (различительными). Признаки безразличные называются нейтральными.
4. Разграничение признаков позволяет объяснить противоречие, на которое указывал Б.де Куртенэ: один и тот же звук может произноситься различно, но от этого не станет другим звуком, пока не затронуты его дифференциальные признаки.
5. Различительные признаки поддаются строгому и точному описанию.
6. Нейтральные и различительные признаки в разных языках не совпадают.
7. Различают фонемы и варианты фонем – аллофоны. Фонема – наименьшая звуковая единица языка, способная различать морфемы, слова и их формы и видоизменяемая в речевом потоке в пределах не нарушающих тождества ее дифференциальных признаков.
Варианты фонемы – ее фонетически сходные разновидности, отличающиеся одна от другой изменением нейтральных и частичным изменением отдельных различительных признаков.Учение о фонеме Б.де Куртенэ и Л.В.Щербы было продолжено другим русским лингвистом Н.С.Трубецким, создавшим реляционную теорию фонемы.Согласно этой теории фонема определяется реляционно, т.е. по отношению к другим фонемам, как член фонологической оппозиции:т – д,т – т,т – с,т – к.Фонема определяется теми признаками, которые отличают ее от других фонем.
Дифференциальные признаки выявляются в оппозиции при противопоставлении.
Если фонетические единицы находятся в одинаковом окружении, но не контрастируют, говорят о «нейтрализации фонемных оппозиций»: гриб – грипп, род – рот.
42. Язык как система знаков.
В настоящее время большинство языковедов придерживается мнения о языке как системе знаков. Такое понимание языка получило обоснование в курсе общей лингвистики Соссюра: знак –психологическое явление, т.к. его означающие это акустический образ, а означаемое – это понятие.
Знак выступает в системе в 4-х аспектах
1. Сигматическом ( связь знака с предметом)
2. Синтаксическом ( связь знака с другим знаком)
3. Семантическом ( интерпретация знаков и их сочетаний, как средство выражения мысли)
4. Прагматическом аспекте (взаимоотношения знаков и людей . которыми они пользуются )
Знак - материальный предмет , замещающий собой другой предмет и выражающий о нём информацию. У знака можно выделить 2 функции:
• замещающая;
• информативная;
Под знаковыми системами понимается широкий круг явлений:
• Жестовая речь.
• Дорожные знаки.
• Азбука для глухонемых. И тп.
• Основная единица языка – слово – отвечает определению знака, оно служит средством познания, хранения и передачи информации о замещаемом предмете.
С другой стороны, языковая система очень отличается от других знаковых систем. Специфика заключается в следующем:
1. Язык возникает стихийно, естественно и развивается исторически. Другие знаковые системы создаются искусственно. Они не развиваются ,а изменяются по договору. Язык не имеет договорного характера.
2. Язык первичен по отношению к другим знаковым системам , которые создаются на его основе.
3. Язык полифункционален. Другие знаковые системы – однофункциональны.
4. Язык орудие познания, мышления, а другие знаковые системы такой специфики не имеют.
5. Ни одна знаковая система, кроме языка, не имеет такой сложности и многоярусности иерархических отношений между уровневыми единицами.
43. Основные фонетические законы.
Живые процессы, действующие в языке в данный момент: ассимиляция, редукция и т.д.
Законы развития
Исторические процессы, обнаруживающие регулярность звуковых изменений на разных этапах развития языка или группы родственных языков и обусловливающие их причины.
Требования к закону
• Он должен охватывать всю группу звуков, имеющих сходную артикуляцию;
• Он должен носить объективный характер.
Проявление фонетических законов развития в разных языках.
• Великий сдвиг гласных (great vowel shift);
• Закон «сатэм – кентим»;
• Закон передвижения согласных.
Произошел в Англии в XIV – XVI вв.
Затронул все долгие гласные.
Широкие долгие гласные стали более узкими.
Узкие долгие гласные дифтонгизовались.
Закон «сатэм – кентим»
Связал восточную и западную ветви индо-европейских языков.
Установил регулярное соответствие звука «с» в восточной ветви звуку «к» в западной ветви: сердце – kardia, сотня – centum.
Закон передвижения согласных (закон Я.Гримма)
Объединяет ряд явлений, отличающих германские языки от других индо-евро-пейских языков:
p > f пламя – flama (др.-англ.),
t > θ три – θrie (др.-англ.),
k > h kardia – heorte (др.-англ.)
44. Проблемы, задачи, содержание курса и основы языкознания
Курс «Введение в языкознание» излагает основные проблемы науки о языке. Сюда относятся такие узловые лингвистические проблемы, как язык и общество, язык и мышление, взаимодействие языков и закономерности их развития, литературные языки национального и донационального периодов, принципы классификации языков т.п.
Я з ы к о з н а н и е, или л и н г в и с т и к а, - это наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней структуре, о закономерностях его функционирования исторического развития и классификации конкретных языков.
Проблемы языкознания:
1. Проблема природы и сущности языка
2. Проблема понимания структуры, т.е. строения языка
3. Проблема понимания системы языка
4. Проблема развития языка в связи с развитием человеческого коллектива
5. Возникновение и развитие письма
6. Проблема классификации языков
7. Методы исследования
8. приложение научных знаний о языке к решению различных практических задач
9. понимание необходимости, условий и влияния на лингвистику ее связей с другими науками
Общество ставит перед наукой о языке различные задачи. Поэтому в языкознании выделились разные конкретные науки. Общее и теоретическое языкознание выступает как методологическое по отношению к частному и прикладному и его разделам.
Частное языкознание — это наука об отдельном языке. Любое частное языкознание содержит, некоторые общие сведения о языке, отражает свойства языка вообще. Однако любое частное языкознание содержит такие сведения, которые верны только в данном конкретном случае, но не могут быть признаны верными для всех языков.
Прикладное языкознание — это применение лингвистических знаний к практической деятельности. Важной отраслью практической деятельности языковедов яв¬ляется преподавание родного и неродного языков в общих и специ¬альных школах, также перевод с одного языка на другой, разработка терми¬нологии, совершенствование алфавита и орфографии, создание пись¬менности для ранее бесписьменных народов и т. п. Отраслью прикладной лингвистики является инженерное языкознание.
Общая лингвистика состоит из трех основных разделов:
1. Внешняя лингвистика (экстралингвистика), складывается из социолингвистики и менталингвистики.
Экстралингвистика изучает язык как общественное явление; поэтому ее называют также социологией языка (социальной лингвистикой); иногда ее называют функциональной лингвистикой, поскольку она изучает общественные и мыслительные функции языка.
Менталингвистика изучает связи языка и мышления.
2. Внутренняя лингвистика (интралингвистика), складывается из фонологии, морфологии, синтаксиса и лексикологии. Интралингвистика изучает внутреннюю систему языка, ее единицы и категории, ее уровни (ярусы) и их структуру.
3. Компаративистика (сравнительное языкознание). Сравнительное языкознание подразделяется на сравни¬тельно-историческое и сопоставительное (контрастивное). Эти аспекты сравнительного языкозна¬ния отличаются друг от друга по целям и методике исследования: если сравнительно-историческое языкознание изучает родственные языки, возникшие из общего источника и поэтому объединенные объективно, исторически, то сопоставительное языкознание изучает неродственные языки.
A preposition describes a relationship between other words in a sentence. In itself, a word like "in" or "after" is rather meaningless and hard to define in mere words. For instance, when you do try to define a preposition like "in" or "between" or "on," you invariably use your hands to show how something is situated in relationship to something else. Prepositions are nearly always combined with other words in structures called prepositional phrases. Prepositional phrases can be made up of a million different words, but they tend to be built the same: a preposition followed by a determiner and an adjective or two, followed by a pronoun or noun (called the object of the preposition). This whole phrase, in turn, takes on a modifying role, acting as an adjective or an adverb, locating something in time and space, modifying a noun, or telling when or where or under what conditions something happened.
- 3. Типы грамматических значений.
- Первый критерий: значение
- Второй критерий: форма
- Третий критерий: функция
- Подходы к выделению частей речи
- Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
- 9. Развитие языка.
- 10. Происхождение языка.
- 4.2. Теория естественного происхождения языка
- 11. Функции языка.
- 12. Язык и мышление.
- 13. Взаимодействие языков.
- 16. Морфологическая классификация языков.
- 17. Методы лингвистического анализа.
- 18. Происхождение письма. Основные алфавиты мира.
- 19. Принципы орфографии. Задачи, типы, транскрипции.
- 20. Принципы классификации языков.
- 21. Синтетические и аналитические языки.
- 22. Литературный язык и диалекты.
- 23. Морфема.
- 24. Основные типы словарей.
- 25. Социальный анализ лексики.
- 26. Социальный анализ лексики
- 29. Заимствования.
- 30. Пути обогащения словарного запаса языка.
- 31. Табу и эвфемизмы.
- 32. Архаизмы и неологизмы.
- 34. Синонимия.
- 36. Полисемия.
- 37. Омонимия.
- 38. Проблема слова.
- 39. Фонетическое членение речи.
- 40. Фонетические процессы.
- 41. Учения о фонеме.
- 45.Проблемы современного языкознания
- 46.Когниивная лингвистика.Понятие концепт