logo
yazykoznanie_ekzamen_1

9. Развитие языка.

Эволюция языка от племенных диалектов до национального языка.

Основной организацией человеческого общества в его первобытнообщинной форме был род. Родовой строй существует до тех пор, пока не устанавливается право частной собственности и право ее наследования, после чего возникает деление общества на классы.

В последующем развитии языков прослеживаются процессы двух противоположных типов — процессы дивергенции, распадения языка на два или несколько различающихся между собой, хотя и родственных языков, и процессы конвергенции, сближения разных языков и даже замены двух или несколько языков одним. В случае скрещивания различают два понятия - субстрат и суперстрат. Оба понятия -элементы побежденного языка в языке -победителе. Субстрат касается видоизменения своего родного языка под влиянием другого языка. Влияние субстрата не связано с лексикой. Это прежде всего нарушения внутренних законов развития языка - его морфологии, фонетики.

Особые случаи представляет образование койне - общего языка, возникающего на базе смещения родственных диалектов (из которых один оказывается ведущим) и превращение одного из контактирующих языков в так называемую лингва франка - более или менее регулярное средство межэтнического общения, не вытесняющее из обихода каких-либо других языков, а сосуществующее с ними на одной территории и подвергающееся их воздействию.

В реальной истории языков процессы дивергенции и конвергенции постоянно сочетаются и переплетаются друг с другом.

С возникновением государств решающее значение имеет уже не принадлежность к родовым союзам, а место постоянного жительства. Латинский язык Рима преобладал среди других италийских языков (оскский, умбрский и др.). Такое государственное и культурное единоязычие является исключительно свойством античной культуры.

В средневековый период складываются поместно-территориальные диалекты из разных подплеменных наречий (французский patois, русские «говоры»). Эти диалекты-наречия служили разговорным языком, особым для каждого удела, но общим для всех классов его .

Наряду с диалектами, служащими разговорным языком, для государственных нужд требовался еще какой-нибудь общий наддиалектный язык.

Это было нужно церкви и церковной проповеди, общему за¬конодательству, науке, литературе, вообще всем тем потребнос¬тям, которые связаны с грамотностью и книжностью. В качестве такого литературного языка в средневековую эпоху используется какой-нибудь мертвый, закрепленный письменностью язык. В стра¬нах Востока таким языком мог быть арабский язык, язык Корана, а также давно уже мертвый древнееврейский язык (культовый язык иудейского богослужения). В западноевропейских государствах, возникших на развалинах рим¬ской культуры, таким языком была латынь. Для славян, казалось бы, таким языком мог быть греческий, но традиция древнегреческого языка была уже много веков в прошлом, это место занял язык

Новый этап в развитии народов и языков связан с возникно¬вением наций и национальных литературных языков. В совет¬ской науке принято считать, что нация — это исторически сло¬жившаяся устойчивая общность людей. Признаками устойчивости этой общности являются: единство территории, экономики и языка. На этой почве вырабатывается то, что называют «единст¬вом психического склада» или «национальным характером».

На этом этапе требуется единство языка всей нации, и этот общий язык не может быть мертвым, он должен быть спо¬собным к гибкому и быстрому развитию.