40. Фонетические процессы.
Так как звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связной речи, то звуки могут, во-первых, влиять друг на друга, особенно соседние, когда рекурсия предыдущего звука взаимодействует с экскурсией последующего, и, во-вторых, испытывать влияние общих условий произношения (влияние начала и конца слова, характера слога, положения под ударением или в безударном слоге).
Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные(соединять)1 изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах аккомодации(приспособление), ассимиляции(уподобление), диссимиляции(расподобление), диэрезы(разделение), эпентезы(вставка), гаплологии7 др.
Влияние общих условий произношения вызывает позиционные изменения (возникновение протез(подстановка)в начале слова, оглушение звонких согласных в конце слова, редукция2 безударных гласных и т. п.).
Аккомодации возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего звука – прогрессивная аккомодация; а если наоборот, то это регрессивная аккомодация, при этом могут возникать скользящие переходные звуки (глайды). Примеры: рад и р’ад, где [˙а] во втором случае приспосабливается к мягкому [р’], становясь более передним по ряду по сравнению с гласным [а] в слове рад (аккомодация прогрессивная). Представляют интерес аккомодационные явления в примерах типа конь [кон’], соль [сол’], где налицо двойная аккомодация: гласного последующему согласному и первого согласного последующему гласному, поскольку эти согласные под влиянием последующего губного гласного приобретают губной оттенок (в транскрипции – знак кружочка справа вверху над звуком).
Ассимиляции возникают между звуками того же рода, и потому могут быть полными, то есть 2 различных звука в результате ассимиляции могут стать одинаковыми, следовательно, различают полную и неполную ассимиляции; также по направлению ассимиляции бывают прогрессивными (если предшествующий звук оказывает влияние на последующий) и регрессивными (если последующий звук оказывает влияние на предыдущий). Примеры: тра[в]а, но тра[ф]ка (ассимиляция регрессивная, неполная); [с]ошью, но [шыть] (ассимиляция регрессивная, полная).
Диссимиляции возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции, из 2 одинаковых или подобных звуков получаются 2 различных или менее подобных звука, например: литературное коридор (два[р]) и просторечное ко[л]идор.
Диэрезы имеют ассимилятивную основу, например, устранение йота между гласными, когда стремятся уподобиться друг другу или слиться в один звук.
Эпентезы имеют диссимилятивную основу (например, вставка согласных). Протезы являются разновидностью эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются спереди к началу слова. Гаплология – когда выкидывается один из двух одинаковых или подобных слогов (знаменосец вместо знаменоносец). Основным типом собственно-позиционных изменений звуков в потоке речи является редукция,распространяющаяся как на гласные, так и на согласные звуки (чаще на первые). Редукция – это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания. Различают количественную и качественную редукцию. При количественной редукции безударные гласные ослабляются, несколько теряя в силе и долготе по сравнению с гласными ударных слогов, но сохраняют характерный для них тембр, не смешиваясь с другими гласными. Иная картина наблюдается при качественной редукции, имеющей место в языках с сильным динамическим ударением. Так, в частности, в русском языке гласные [ о ], [ а ], различаясь под ударением (сильная позиция), в 1-м предударном слоге ослабляются в звучании своего тембра (качества) и нейтрализуются, совпадая в звуке, близком к [ а ]. Качественная редукция может затрагивать и согласные. Например, все шумные звонкие согласные в позиции конца слова перед паузой чередуются в русском языке с соответствующими глухими шумными. Сравним: гла<з>а, но гла<с>, сле<з>а, но сле<с>, дро<в >а, дро<ф>.
- 3. Типы грамматических значений.
- Первый критерий: значение
- Второй критерий: форма
- Третий критерий: функция
- Подходы к выделению частей речи
- Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
- 9. Развитие языка.
- 10. Происхождение языка.
- 4.2. Теория естественного происхождения языка
- 11. Функции языка.
- 12. Язык и мышление.
- 13. Взаимодействие языков.
- 16. Морфологическая классификация языков.
- 17. Методы лингвистического анализа.
- 18. Происхождение письма. Основные алфавиты мира.
- 19. Принципы орфографии. Задачи, типы, транскрипции.
- 20. Принципы классификации языков.
- 21. Синтетические и аналитические языки.
- 22. Литературный язык и диалекты.
- 23. Морфема.
- 24. Основные типы словарей.
- 25. Социальный анализ лексики.
- 26. Социальный анализ лексики
- 29. Заимствования.
- 30. Пути обогащения словарного запаса языка.
- 31. Табу и эвфемизмы.
- 32. Архаизмы и неологизмы.
- 34. Синонимия.
- 36. Полисемия.
- 37. Омонимия.
- 38. Проблема слова.
- 39. Фонетическое членение речи.
- 40. Фонетические процессы.
- 41. Учения о фонеме.
- 45.Проблемы современного языкознания
- 46.Когниивная лингвистика.Понятие концепт