1.1.6. Виды речи как деятельности.
Речевая деятельность реализуется в таких ее основных видах, как слушание, говорение, чтение, письмо. Эти виды речевой деятельности рассматриваются как основные виды взаимодействия людей в процессе вербального общения. По характеру речевого общения РД дифференцируется на виды, реализующие устное общение, и виды, реализующие письменное общение. К видам речевой деятельности, осуществляющим устное общение, относятся говорение и слушание. Письмо и чтение представляют собой более сложные виды речевой деятельности.
Структура говорения
1. Предварительная ориентировка. Говорящий должен уяснить цель и задачи высказывания, определить (уточнить) его тему, вид (жанр), состав будущей аудитории (образование, возраст, физическое и психологическое состояние слушателей и пр.).
2. Этап планирования. Говорящий продумывает по возможности содержание, построение и речевое оформление высказывания.
3. Осуществление деятельности, т.е. процесса говорения. Большую роль играет жестово-мимический код.
4. Контроль осуществления деятельности. Самоконтроль осуществляется как в течение всего процесса говорения, так и после него.
Структура письма
1. Этап предварительной ориентировки. На этом этапе пишущий определяет, с какой целью, кому и что он будет писать.
2. Планирование деятельности. На этом этапе пишущий планирует не только содержание, но и форму своей речи. Он часто пользуется долгосрочным планированием своей речи: при этом он может подобрать наиболее точные выразительные языковые средства.
3. Осуществление деятельности, т.е. самого процесса письма. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент и промежуточная обратная связь. Пишущий не видит непосредственную реакцию читающего на каждую фразу (он может эту реакцию лишь предугадать). Пишущий лишен возможности интонировать свою речь, использовать жесты мимику. Часто пишущий должен сначала ввести реципиента в соответствующую ситуацию, а потом уже высказывать свои суждения. Иначе он может быть неверно понят.
4. Контроль деятельности. Пишущий во времени практически не ограничен, его внимание направлено как на содержание, так и на форму изложения. Перечитывая написанное, он проверяет, насколько адекватно использованная форма передает замысел высказывания.
Структура слушания
1. Ориентировочный этап. Слушающий должен осознать цели и задачи, которые он должен решить в процессе слушания, т.е. осознать свое коммуникативное намерение.
2. Аналитико-синтетический этап. Слушающий одновременно анализирует воспринимаемое (устанавливает смысловые связи и отношения между звеньями текста) и, синтезируя, обобщая полученные результаты, постигает смысл восприятия. В процессе слушания могут быть составлены конспект, план, рабочие записи, сформулированы вопросы, замечания.
3. Этап систематизации услышанного. На этом этапе реализуется исполнительская (реакция на высказывание) и контрольная (оценка уровня и качества услышанного, коррекция своих выводов) фазы речевой деятельности.
Структура чтения
1. Этап предварительной ориентировки. Формируется или уточняется целевая установка, т.е. решаются вопросы для чего и зачем читать. В процессе чтения целевая установка может меняться.
2. Этап планирования деятельности. Он зависит от целевой установки, объема текста, времени, отведенного на работу с текстом.
3. Этап осуществления деятельности. На этом этапе реализуется процесс смыслового восприятия текста. Понимание текста зависит от сложности его содержания, структуры, стиля, графической подачи, определенной исходной базы данных и т.д.
4. Этап контроля. Анализируются результаты деятельности в зависимости от целевой установки, от тех задач, которые ставились перед чтением текста.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Русский язык и культура речи курс лекций Екатеринбург 2006
- Содержание
- 1. Язык как система
- 1.1. Язык как система знаков. Язык и речь План лекции:
- 1.1.1. Функции языка.
- 1.1.2. Язык как система знаков.
- 1.1.3. Язык и речь.
- 1.1.4. УстнАя и письменнАя речЬ
- 1.1.5. Стилевые разновидности устной речи.
- 1.1.6. Виды речи как деятельности.
- 1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)
- 1.1.8. Типы речи (описание, рассуждение, повествование)
- 1.2. Русский язык как государственный, национальный, международный План лекции:
- 1.2.1. Русский язык как государственный, национальный, международный
- 1.2.2. Взаимодействие языка и общества. Языковая политика государства.
- Последняя орфографическая реформа проводилась в 1959 году. Все словари, изданные после 1959 года считаются современными и нормативными.
- 1.3.1. Социальный диалект
- 1.3.2. Территориальные диалекты
- 1.3.3. Просторечия
- 1.3.4. Литературный язык
- 2. Функциональные стили
- Стилеообразующие факторы:
- 2.1.2. Официально-деловой стиль.
- 2.1.3. Научный стиль
- 2.1.4. Публицистический стиль
- 2.1.5. Разговорная речь
- 2.1.6. Художественный стиль
- 2.2. Научный стиль речи его разновидности План лекции:
- 2.2.1. История научного стиля
- 2.2.2. Языковые особенности
- 2.2.3. Лексика научного стиля
- 2.2.4. Морфология научного стиля
- 2.2.5. Синтаксис научного стиля
- 2.2.6. Разновидности научного стиля речи
- 2.2.7. Собственно научный стиль речи
- 2.2.8. Научно-информативный стиль речи
- Реферат
- Аннотация
- Конспектирование
- 2.2.9. Учебно-научная речь
- 2.3. Публицистический стиль речи
- 2.3.2. Функции стиля
- Требования культуры речи, вытекающие из функций.
- 2.3.3. История стиля
- 2.3.4. Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля
- 2.3.5. Лингвистическая характеристика стиля
- 2.3.6. Лексические черты
- 2.3.7. Грамматические особенности стиля
- 2.4. Жанры публицистики
- 2.4.2. Газетные жанры
- Информационные жанры
- Аналитические жанры
- 2.4.3. Художественно-публицистические жанры
- 4. Журнальные жанры
- 2.4.5. Жанры телевизионных и радиопередач
- 2.4.6. Жанры политической литературы
- 2.5. Официально-деловой стиль речи
- 2.5.2. Формы деловой коммуникации
- 2.5.2.1. Деловой разговор
- 2.5.2.2. Деловая беседа
- 2.5.2.3. Деловая беседа по телефону
- Как сознательно владеть голосом, чтобы произвести хорошее впечатление и убедить собеседника?
- 2.5.2.4. Деловое совещание
- 2.5.2.5. Пресс-конференция
- 2.5.2.6. Деловая дискуссия
- 2.5.2.7. Публичная речь
- 2.5.3. Деловой этикет как составная часть культуры общения
- Деловая этика
- Речевой этикет
- Этикетная формула
- 2.6. История официально-делового стиля и жанры деловой речи План лекции:
- 2.6.1. Лингвистические и экстралингвистические особенности официально-делового стиля
- 2.6.2. История формирования официально-делового стиля
- 2.6.3. Официально-деловой стиль как язык документов
- 2.6.3.1. Язык деловой переписки
- 1. Предмет договора
- 1.1. Исполнитель берет на себя обязанности по снабжению заказчика центральным отоплением и водоснабжением.
- 1.2. Заказчик своевременно оплачивает предоставленные услуги;
- 2.6.4. Основные жанры письменной деловой речи: лингвистические и композиционные характеристики
- Договор № 7
- 2.6.4.1. Лексика языка деловых документов
- 2.6.4.2. Грамматика языка деловых документов
- 1. Начальнику технического отдела Волкову м.Ю. Организовать работу отдела в субботние дни в период с 10.01.96 г. По 10.02.96 г.
- 2. Гл. Бухгалтеру Славину о.Г. Подготовить предложение по оплате сверхурочных дней.
- 2.6.4.3. Синтаксис языка деловых документов
- 1. Предмет договора
- 2. Ответственность сторон
- Постановление
- 1. Считать утратившим силу распоряжение Главы администрации города от 25.06.92 г. № 381-р.
- 2. Создать финансово-экономический совет при Главе города.
- 3. Утвердить Положение о финансово-экономическом совете при Главе города.
- 2.6.5. Деловые письма
- 3. Культура речи. Нормы. Коммуникативные качества
- 3.1. Русский язык и культура речи План лекции:
- 3.1.1. Понятие культуры речи
- 3.1.2. Аспекты культуры речи
- 3.2. Нормативный аспект культуры речи План лекции:
- 3.2.1. Понятие нормы
- 3.2.2. Источники нормы
- 3.2.3. Норма – явление историческое
- 3.2.4. Стуктурно-языковые типы норм
- 3.3. Словари русского языка как источник информации по культуре речи
- 1. Толковый словарь
- Структурно-языковые типы нормы. Основные сведения План лекции:
- 3.4.1. Орфоэпическая норма
- Основные правила современного русского произношения:
- 2. Произношение согласных
- 3.4.2. Акцентологическая норма
- Основные правила ударений в русском языке:
- 3.4.3. Лексическая норма
- 3.4.4. Грамматическая норма
- 3.4.5. Орфографическая норма
- 3.4.6. Пунктуационная норма
- 3.5. Коммуникативные качества речи План лекции:
- 3.5.1. Точность
- 3.5.2. Логичность
- 3.5.3. Чистота
- 3.5.4. Доступность
- 3.5.5. Богатство и выразительность
- 3.5.6. Риторические тропы
- 3.5.7. Риторические фигуры
- 4. Общение как вид человеческой деятельности
- 4.1. Общение и его характеристики План лекции:
- 4.1.1. Понятие общения
- 1. Речевая деятельность (словесное общение). Это говорение, слушание, письмо и чтение. Общение - двусторонний процесс, который предполагает как культуру говорения, так и культуру слушания.
- 2. Невербальные средства общения: язык внешнего вида, мимика, жесты, позы. Язык внешнего вида дополняет нашу речевую деятельность.
- 4.1.2. Эффективность общения
- 1. Принцип равной безопасности (не причиняйте психологический ущерб при передаче информации – выпады, унижение, грубые слова, оскорбления и т.Д.)
- 2. Принцип децентрической направленности (не тратьте силы на защиту амбициозных, эгоцентрических интересов). Надо направить силы на поиск оптимального решения проблемы (интересы дела прежде всего).
- 2. Рефлексивное – активное вмешательство в речь собеседника, этим мы помогаем собеседнику выразить свои мысли и чувства, обеспечиваем себе правильное и точное понимание позиции собеседника.
- 1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.
- 4.1.3. Основные признаки речевой ситуации
- 2. Удачно выбрать тему (тема разговора должна быть актуальной и интересной для собеседника, предмет обсуждения должен быть известен каждому из говорящих).
- 4. Коммуникативная – нередко собеседники не могут найти тему для разговора. Воспитанный человек всегда найдет приличную тему для беседы, сделает общение интересным и полезным.
- 4.2.2. Основные принципы этикета
- 4.2.3. Этикет в культуре общения
- 4.2.4. Речевые дистанции и табу
- 4.3. Невербальное общение План лекции:
- 4.3.1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия
- 4.3.2. Виды невербальных сигналов
- 4.3.3. Национальная специфика невербальной коммуникации
- 4.3.4. Имидж
- 4.3.5. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего
- Фактор внешности
- Фактор взгляда
- Фактор физического поведения
- Фактор организации пространства общения
- 4.4. Техника речи План лекции:
- 4.4.1. Произносительный аппарат человека
- 4.4.2. Дикция
- 4.4.3. Вокальные характеристики речи