logo
Uchebnoe_posobie_RYaiKR

4.3.2. Виды невербальных сигналов

Невербальные сигналы — материальные, чувственно восприни­маемые действия общающихся, включая действия с предмета­ми, несущие для собеседников вполне определенный, закреп­ленный данной культурой смысл.

Среди невербальных сигналов различают симптомы, символы и знаки (собственно невербальные сигналы).

Симптомы — невербальные явления (движения, действия), бес­сознательно проявляющиеся в деятельности человека и отража­ющие психическое или физическое состояние участника общения.

Симптомы преимущественно представляют собой мимические движения и их сочетания (симптомы страха, радости, удоволь­ствия, задумчивости и т.д.).

Символы — невербальные явления, являющиеся носителями так называемого социального символизма — символического зна­чения, приписываемого обществом определенным предметам, действиям, явлениям.

Социальные символы непосредственно не участвуют в комму­никации, но они несут коммуникативно релевантную информа­цию, опосредованно включаясь в процесс обмена информацией между людьми.

Примеры социальных символов: иномарка, норковая шуба, собственная вилла — зажиточность, короткая стрижка — символ «крутизны», длинные волосы у мужчин — артистическая профес­сия и т.д. Социальные невербальные символы имеют ярко выра­женную национальную специфику.

Знаки, или собственно невербальные сигналы, — автоматизировано или сознательно продуцируемые невербальные действия, имеющие в данной культуре определенный знаковый смысл, стандартное значение, с целью передачи этого значения собе­седнику.

Невербальные знаки включают:

• знаки отсутствия говорения (молчания).

Многие невербальные явления могут иметь как знаковую, так и симптоматическую функцию, а также могут играть и опреде­ленную символическую роль в общении, поэтому четко разграни­чить невербальные сигналы далеко не всегда удается. Однако, как правило, тот или иной сигнал имеет основную функцию, и по этой функции его можно отнести к определенному разряду.

Если невербальный сигнал чаще продуцируется сознательно, он относится к знакам (собственно сигналам), если чаще бессоз­нательно — к симптомам. Тем не менее в ряде случаев разграниче­ние оказывается условным.

Среди невербальных знаков самую большую группу составля­ют жесты.

Жесты — значимые движения тела.

Жесты подразделяются на следующие:

Понаблюдайте за выступающими по телевидению, по­смотрите, как часто говорящий в такт речи размахива­ет рукой.

Произнесите, например, пословицы: Говорит, что воду цедит; Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами.

Произнося первую пословицу, мы делаем несколь­ко замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растя­нуто. Во втором случае производим частые вертикаль­ные движения ребром ладони правой руки, напоми­нающие рубку капусты.

Существуют определенные нормы жестов, которых следует придерживаться.

1. Соответствие ситуации. Телесные движения должны со­относиться с темой выступления, размером и составом аудитории. Официальная тема, небольшая аудитория, люди старшего возрас­та требуют уравновешенных, относительно ограниченных телесных движений.

2. Физическая координация. Все телесные движения должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам и двигает только ки­стями рук и т.п.

3. Словесная координация. Телесные движения должны быть син­хронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть комично.

4. Динамичность. Движения должны быть «живыми», спон­танными, естественными. Начинающему оратору надо научиться контролировать естественные движения для выражения или под­крепления мыслей.

5. Разнообразие. Любые телесные движения, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения регист­рируются аудиторией и в конечном итоге становятся отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи. Человек обычно не замечает своих ес­тественных жестов, поэтому начинающий оратор должен восполь­зоваться посторонней помощью или возможностями видеоаппарату­ры, чтобы оценить характер и уместность своих жестов.

Обучение технике самопредставления и самопрезентации с учетом норм телесных движений — кропотливый процесс, который должен осуществляться под руководством педагога. Например, известные биз­несмены и популярные политики говорят и держатся безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, сто­ять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4